Будет ли транспортный налог включен в стоимость бензина? Включение транспортного налога в топливо Богатые меньше платят

Сколько переплачивают автомобилисты?

Автовладельцы часто жалуются на то, что они много платят государству в виде транспортного налога, акцизов на топливо, таможенных пошлин на иномарки, теперь еще и утилизационный сбор , а получают взамен немного: дорог мало, да и те, что есть - плохого качества..

Для расчета возьмем литр наиболее ходового бензина Аи-95 (Евро-5) и выясним, какую часть от его стоимости составляют акцизы и налоги, а какую само топливо. Средняя цена данного бензина в Москве около 33 рублей за литр.

НДС (налог на добавленную стоимость) - составляет 18% от конечной цены товара, то есть 6 рублей с литра бензина.

Топливный акциз - это 5100 рублей за тонну бензина Евро 5 (данные за 2013 год, с каждым годом акциз будет увеличиваться). Средняя плотность топлива 0.7 кг/л. Таким образом, одна тонна бензина - это 1400 литров. При делении 5100 на 1400 получается 4 рубля акцизов на литр топлива. Однако чем ниже класс бензина, тем выше акциз. Это сделано специально, дабы автомобилисты покупали топливо более высокого качества.

НДПИ (налог на добычу полезных ископаемых) - самый сложный в вычислении налог. Его берут с добытой нефти, а не с полученного бензина (470 рублей за тонну умноженный на коэффициент, зависящий от текущей цены на нефть). Федерация автовладельцев России долго вычисляла его долю в стоимости топлива уже на заправке и получила 4 рубля в литре. На самом деле, НДПИ для некоторых сложных месторождений понижен или обнулен, чтобы на них было рентабельно вести добычу. Но будем считать НДПИ по максимуму, то есть по 4 рубля за литр бензина.

И вот, что получается:

58% от цены за литр бензина - это стоимость самого топлива, а 42% - это налоги.

Кажется, что 42% - это очень много и можно все дороги отремонтировать и понастроить много новых. Так ли это?

Из трех налогов чисто транспортный только один - это акциз. НДС и НДПИ являются федеральными налогами и зачисляются в соответствующий бюджет. Именно на эти деньги содержится армия, полиция, образование, медицина, наука и много чего еще. Одного подоходного налога, который мы платим, совсем не достаточно, чтобы наполнить бюджет нашей необъятной Родины. Поэтому НДС изымается со всех товаров и услуг, а не только с бензина. Аналогично и НДПИ. Он заложен и в стоимости газа, который горит в плите на кухне, и в стоимости топочного мазута из которого вырабатывается тепло и электричество для домов. Конечно, НДС и НДПИ можно отменить, но тогда придется значительно увеличить подоходный налог, чтобы государство хоть как-то сводило концы с концами.

В результате, дорожный фонд наполняется всего из трех источников: акцизы на топливо, транспортный налог и трансферты из других доходных частей бюджета, никак не связанных с транспортом. Вот как выглядит его финансирование в Москве.

Автомобилисты оплачивают лишь третью часть от всех затрат на содержание, ремонт и строительство дорог в Москве.

Причем, транспортный налог приносит бюджету заметно меньше, чем акцизы на топливо. Разделив 15.5 миллиардов рублей транспортного налога, полученного в 2013 году на 4.5 миллиона легковых автомобилей, получим, что каждый автомобилист платит всего около 3450 рублей в год. А реально еще меньше, ведь тут не учтен грузовой транспорт и автобусы. Также можно посчитать и сколько среднестатистический автомобилист платит акцизов на топливо. Делим 24 млрд. рублей на 4.5 миллиона машин и получаем 5340 рублей в год.

В среднем автовладелец платит менее девяти тысяч рублей транспортных сборов.

Всего же московские водители отдают на содержание дорожной сети столицы около 40 миллиардов рублей. А Москва тратит более 120 миллиардов (в эту стоимость включен и ремонт старых и строительство новых дорог). То есть 80 миллиардов рублей вливаются дополнительно.

Если учесть все налоги, уплаченные за топливо (акциз, НДС и НДПИ, всего 10 рублей с литра бензина), автомобилисты заплатят не 24, а 86 млрд. рублей. Но даже прибавив к ним транспортный налог (15.5 млрд.), дорожному фонду все равно буде не хватать более 20 миллиардов рублей в год, однако, это уже не такой большой дефицит (всего 18%).

Однако в Москве сейчас развернулась самая большая дорожная стройка за последние лет 40, поэтому неудивительно, что дорожный бюджет так вырос. При обычных обстоятельствах и отсутствии необходимости таких масштабных работ, дефицита вообще бы не было.

Но правильно ли считать дополнительные налоги (НДС и НДПИ) расходами автомобилистов?

С одной стороны да, ведь именно с нас его и берут. Более того, многие водители благодаря наличию автомобиля могут производить больше добавочного продукта, и, следовательно, больше платить налогов (в том числе уже свои кровные 13%). Но есть и противоположное мнение (учитывается только топливный акциз). Кстати, стоит помнить, что автовладельцы - это не единственная категория людей, которая платит больше за свои потребности, яркий пример - продажа алкоголя. На акцизах с продажи водки держатся многие социальные программы.

Для сравнения затрат автомобилистов и расходов на обслуживание общественного транспорта, вскоре сайт опубликует отдельный материал.

Один из видов налогов, который, как правило, устанавливается на продукцию массового потребления, называется акцизом . Акцизы представляют собой нечто схожее с таможенными платежами, однако распространяются на продукцию, реализуемую внутри страны, тогда как таможенные платежи предназначаются для продуктов, ввезенных из-за рубежа. Для государства подобные налоги являются одним из важных источников пополнения бюджета .

Товары, на которые распространяются акцизы, определены на законодательном уровне и перечислены в Налоговом кодексе РФ. Помимо таких известных подакцизных товаров как и табак, к данной категории относится и бензин. От акциза на топливо во многом зависит уровень цен на прочие продукты. Акцизы включены в стоимость товаров, поэтому изменение уровня этого налога в первую очередь ощущает конечный потребитель.

Однако, бензин, как и другие подакцизные товары, относится к той группе продукции, которую будут покупать вне зависимости от его стоимости.

Что облагается и кто должен платить

Согласно статьи 179 НК РФ , налогоплательщиками акциза признаются индивидуальные предприниматели и юридические лица. Кроме этого, налог за акциз обязаны уплачивать и другие лица, перемещающие подакцизные товары через границу ЕАЭС.

Что касается объектов налогообложения, то здесь стоит обратиться к статье 182 , которая приравнивает к ним следующие операции :

  1. Реализация на территории нашей страны товаров, которые признаются подакцизными. Примечательно, что под реализацией стоит понимать и безвозмездную передачу подобной продукции.
  2. Реализация конфискованной подакцизной продукции.
  3. Передача подакцизных товаров владельцам сырья, из которого эти товары были изготовлены, ровно как и другим лицам. К объектам налогообложения можно также отнести получение подакцизных товаров в счет оплаты услуг за их производство и передачу такой продукции для переработки.
  4. Передача в рамках предприятия изготовленных подакцизных товаров для дальнейшего производства товаров, неподлежащих обложению акцизами. Исключение составляет прямогонный бензин, который предназначается для дальнейшего использования в нефтехимической отрасли.
  5. Передача на территории нашей страны произведенных товаров, предназначающихся для собственных нужд, а также передача подобных предметов в или в качестве взносов. Передача товара при выходе лица из организации в качестве доли также является объектом обложения.
  6. Импорт на территорию РФ подобной продукции.
  7. Получение прямогонного бензина, а также оприходование его.

Основным нормативным актом, осуществляющим регулирование вопросов, связанных с подакцизными товарами, является Налоговый кодекс РФ, глава 22 «Акцизы». Этот документ определяет подакцизные товары, налогоплательщиков, объекты налогообложения, налоговые ставки, налоговую базу.

Кроме этого, Налоговый кодекс описывает случаи, при которых налогоплательщики освобождаются от уплаты акциза, уточняет механизм начисления налога в тех или иных случаях, устанавливает условия, когда налогоплательщик может получить налоговый вычет в связи с реализацией подакцизных продуктов.

Глава 22 постоянно обновляется в соответствии с введенными поправками, что позволяет государству регулировать цены на продукты массового потребления и объем их реализации. Кроме этого изменения в действующие нормативно-правовые акты в силах пополнить бюджет государства.

Ставки и база

Налоговые ставки на подакцизные товары определяются статьей 193 НК РФ . Для того чтобы оценить размер ставок на последующие три года, рассмотрим следующую таблицу.

Каждый из подакцизных товаров имеет свои особенности при определении базы налогообложения:

  1. Если товар имеет твердую налоговую ставку, база определяется как объем реализованных товаров.
  2. Если имеет место процентная налоговая ставка, база определяется как стоимость реализованной продукции, без учета .
  3. Для товаров с комбинированными налоговыми ставками база определяется как объем товаров в натуральной форме при применении твердой ставки и расчетная стоимость товаров, исчисляемая по максимальным розничным ценам при процентной ставке.

Прибыль, которая получена организацией или предпринимателем, несвязанная с реализацией акцизных товаров, не должна включаться в налоговую базу. Если налогоплательщик получил в иностранной валюте, необходимо применить курсы ЦБ, которые действовали на момент реализации.

Порядок расчета

Для расчета акциза необходимо оперировать такими данными, как налоговая ставка за определенный период и база налогообложения. Определение налоговой базы при этом должно производиться отдельно для каждого из подакцизных товаров.

Сумма к уплате

Согласно актуальной редакции Налогового кодекса, в 2018 году ставка на бензин 5 класса равняется 11 213 рублей , тогда как ставка на бензин ниже пятого класса равна 13 100 . Такое отличие в цене отражает политику государства по стимулированию использования более экологичных видов топлива .

По какой формуле рассчитывается

∑Акцизов = База налогообложения * Ставка

Если рассматривать топливную продукцию, то согласно вышеприведенной таблице базой будет считаться реализованный объем, измеряемый в тоннах. Стоит отметить, что для того чтобы не допустить двойного налогообложения (при покупке сырья и реализации готовой топливной продукции), производители уменьшают размер акциза на соответствующую разницу. Однако в ряде случаев это сделать невозможно.

Примеры

В качестве первого примера возьмем предприятие, реализующее бензин марки АИ-92. Для производства топлива используется бензин класса ниже, а именно АИ-76, в который добавляются различные присадки. Партия сырья в размере 100 тонн была приобретена организацией в 2007 году, когда ставка была 2657 рублей за тонну.

При производстве 92 бензина предприятие получило 110 тонн топлива. Сумма акциза будет равна:

110 тонн * 13 100 = 1 441 000 рублей.

Однако стоит отметить, что эта суммы может быть уменьшена на сумму акциза, которая была уплачена им при покупке сырья:

100 тонн * 2657 = 265 700 рублей.

Как видно из примера, большая разница ставок для промежутка времени в 10 лет не позволит уменьшить цену для конечного потребителя.

Другой пример отразит ситуацию на топливном рынке, которая характеризуется отсутствием у одного из контрагентов лицензии на производство. Так, организация, производящее топливо и не имеющая на это специального разрешения, продает другой организации крупную партию 92 бензина. В результате реализации 100 тонн топлива производитель обязан заплатить в бюджет, учитывая, что сделка происходит в 2018 году:

100 тонн * 13 100 = 1 310 000 рублей.

В этом случае, в связи с отсутствием разрешительных документов изготовитель не вправе пользоваться налоговым вычетом, поэтому уплатит государству всю сумму целиком.

С помощью последнего примера можно показать, что конечным плательщиком акциза является рядовой потребитель. Условно имеем трех участников рынка: завод-изготовитель, оптовый продавец и розничная автозаправочная станция. Проследим путь 95 бензина от изготовителя к водителю, заправляющему свой автомобиль.

Предприятие, производящее топливо, реализует тонну 95 бензина оптовой организации. При этом сделка облагается налогом:

1 тонна * 11 213 = 11 213 рублей.

Такая же сумма акциза будет фигурировать и в сделке с розничной автозаправочной станцией. В конечном итоге сумму этого акциза розничный продавец включит в цену бензина за литр, который купит условный покупатель.

Нюансы реализации прямогонного бензина

Операции с прямогонным бензином обязывают уплачивать акциз как производителя, так и покупателя. Организации, которые имеют лицензию на производство и реализацию прямогонного бензина, руководствуются особыми правилами .

Если производитель прямогонного бензина имеет соответствующее свидетельство, а также может доказать, что топливо производится для использования в нефтехимической отрасли, он может получить налоговый вычет. При передаче бензина для дальнейшего производства, в рамках предприятия, уплачивать налог не нужно. В таких случаях, специализирующееся на производстве прямогонного бензина предприятие ставит в документации специальную отметку и освобождается от налоговых выплат.

Акцизы на бензин рассчитываются и выплачиваются в определенном порядке. Как уже отмечалось, обязанность по уплате акциза в итоге возлагается на конечного потребителя. В связи с этим на всех этапах реализации топлива, каждый из контрагентов обязан рассчитать сумму акциза и включить ее в стоимость продукта , тем самым передавая эту обязанность следующему звену цепи производитель-потребитель.

Сроки и отчетность

Налоговым периодом для акциза на бензин является календарный месяц. Если в прошедшем налоговом периоде возникла обязанность по уплате акциза, он должен быть перечислен в казну не позднее 25 числа текущего месяца .

Отчетность по акцизу на топливо должна подаваться в ФНС ежемесячно, причем последний день сдачи – 25 число месяца, следующего за отчетным. Форма декларации указана в Приказе ММВ-7-3/1@ от 12.01.16 . Кроме этого, данный приказ содержит и информацию о правильном заполнении и оформлении декларации.

Будет ли увеличен акциз на топливо в ближайшее время

Налоговый кодекс устанавливает ставки на топливо, судя по статье 193 в ближайшее время стоит ожидать повышения этого налога и, как следствие, увеличение цены бензина на заправках. С 2017 до 2019 года акцизы не вырастут для бензина ниже 5 класса, прямогонного бензина и авиационного керосина. Что касается бензина 5 класса и дизельного топлива, то до 2019 года акцизы заметно вырастут.

Аналитики подсчитали, что повышение налога позволит государству пополнить бюджет на 180 миллиардов рублей. В свою очередь рост цен на бензин не превысит инфляцию, которая ожидается на уровне 4%.

Дополнительная информация по акцизу на бензин представлена в данном видео.

Российское налоговое законодательство постоянно совершенствуется, опираясь на современную ситуацию в государстве. Это касается и транспортного налога, взимаемого с владельцев автомобилей, воздушного и водного транспорта. Специалисты Министерства транспорта считают, что сбор налога на транспорт в настоящем виде малоэффективен.

Дорогие читатели! Статья рассказывает о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай индивидуален. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему - обращайтесь к консультанту:

ЗАЯВКИ И ЗВОНКИ ПРИНИМАЮТСЯ КРУГЛОСУТОЧНО и БЕЗ ВЫХОДНЫХ ДНЕЙ .

Это быстро и БЕСПЛАТНО !

А количество средств, поступающих в региональные бюджеты, недостаточно для содержания, ремонта и строительства автодорог.

Кроме того, существует некоторая несправедливость, которая касается автовладельцев, не пользующихся своими транспортными средствами, но зарегистрированными в государственных органах. Что же ждет владельцев всех видов транспорта в недалеком будущем?

Отменят ли в 2018 году

В настоящее время исходя из мощности транспортного средства, увеличенного на соответствующую налоговую ставку.

Имеют право устанавливать самостоятельно.

Главное условие – она не должна превышать десятикратного размера среднероссийского показателя. Исходя из этих данных, налоги в регионах на одинаковые транспортные средства сильно отличаются.

Физические лица оплачивают налог один раз в год, а организации – 4 раза (3 по окончании каждого квартала и окончательный расчет в конце года).

За граждан расчет налога производит районная налоговая инспекция. В конце отчетного периода каждый частный автовладелец получает , которую необходимо произвести до 1 октября последующего года.

Предприятия обязаны исчислять суммы налогов, подлежащих уплате самостоятельно, а в конце каждого года подавать в районный налоговый орган декларацию.

В начале 2018 года в Государственную Думу РФ поступил законопроект о замене транспортного налога с 1 января 2018 года акцизами на бензин.

Это означает, что как таковой налог с граждан и юридических лиц взиматься не будет. Вместо него на определенную стоимость увеличится цена на топливо.

Разница между фактической стоимостью бензина, газа и так далее и ценой с учетом акциза будет направляться в федеральный дорожный фонд, который в свою очередь будет перераспределять полученные средства между региональными дорожными фондами.

При этом подразумевается, что деньги, перечисленные в фонды регионов, могут быть направлены исключительно на поддержание и строительство автомобильных дорог.

Таким способом ликвидируется «несправедливость» относительно владельцев автомашин, которые сломаны или длительное время находятся в ремонте.

Ведь сумма акцизного сбора будет напрямую зависеть от количества пройденных автотранспортном километров и заправленного топлива.

Дорожные фонды были основаны еще в 2012 году. Изначально в казну фондов поступало по 9 рублей с каждого проданного на территории РФ литра топлива. В 2013 году данный показатель был увеличен на 6%, то есть до 9,5 рублей.

Деятельность дорожных фондов регламентируется законодательством РФ и проверяется соответствующими инстанциями.

Однако поступивший законопроект на начало августа 2018 года еще не был принят в полном объеме.

Кроме топливного акциза предусматривается введение экологического сбора. Стоимость сбора будет основываться на экологическом классе автомобиля.

Причем чем ниже этот показатель, тем выше цена сбора. Получается, что владельцы «стареньких» автотранспортных средств (класса «Евро – 2», «Евро – 3» и «Евро – 4»), которыми в большинстве случаев являются пенсионеры или малоимущие граждане, должны будут оплачивать достаточно большие суммы сбора.

А владельцы новых иномарок (класса «Евро – 5») – минимальную стоимость. Такой подход к решению вопроса «больно ударит» по семейному бюджету владельцев недорогих и подержанных автомобилей.

Последние новости по транспортному налогу

Президент РФ высказался о введении подобного акциза еще в 2012 году на очередной встрече с лидерами партий, представленных в государственной Думе.

По его мнению, такой подход к сбору транспортного налога является наиболее «справедливым» и эффективным, поскольку максимально сократит недоимку региональных бюджетов и дорожных фондов. Ведь при покупке бензина цена не будет делиться на его стоимость и акцизный сбор.

Предварительное рассмотрение законопроекта о реформации транспортного налога состоялось 21 мая 2018 года.

На заседании Совета Госдумы было решено отправить законопроект о трансформации налога на транспортные средства его авторам на доработку.

Правительства государства по предлагаемому нововведению. Такого приложения к указанному проекту закона нет.

К 1 августа никакого дальнейшего продвижения и получения необходимого заключения по законопроекту не было.

Законопроект об отмене

Законопроект о реорганизации транспортного налога поступил в Государственную Думу 29 апреля 2018 года под номером 782404-6.

Проект закона предусматривает :

  • полное исключение главы 28 (Транспортный налог) из Налогового Кодекса РФ;
  • внесение изменений в Бюджетный Кодекс РФ об исключении транспортного налога из состава региональных бюджетов (касается , );
  • введение в действие закона с 1 января 2018 года.

Познакомиться с предлагаемым проектом закона, посмотреть за ходом его обсуждения и принятия, а так же прочитать пояснительные записки и другие сопутствующие документы можно на сайте Государственной думы.

Авторы законопроекта Миронов и Нилов (представляют партию «Справедливая Россия») утверждают, что на основании данных, поступающих из регионов РФ, в местные бюджеты поступает не более 50% причитающихся средств.

Это связано в первую очередь с тем, что большое количество людей отказывается платить указанный налог, так как не понимает, куда направляются оплачиваемые ими средства. В большинстве регионов дороги по-прежнему находятся в «плачевном» состоянии.

Параллельно с органами государственной власти обсуждение закона проводится Федерацией автовладельцев России и на сайте общественных инициатив.

Федерация к началу лета 2018 года собрала в поддержку закона более 100 000 подписей. На сайте за принятие законопроекта проголосовало более 86 000 пользователей.

Таким образом, за реорганизацию транспортного налога выступают не только органы власти, но и большое количество обычных граждан и юридических организаций.

Как изменятся цены на бензин

Порядок расчета транспортного налога в 2018 году будет зависеть от принятия вышеуказанного законопроекта.

Если последний будет принят и вступит в силу, как и планировалось с 1 января 2018 года, то транспортный налог буде заменен акцизом на топливо.

Как скажется нововведение на цене бензина? По подсчетам Е.Москвичева, являющегося председателем комитета по транспорту, стоимость топлива должна увеличиться на 30 – 40 копеек за литр. Однако ранее приводились иные цифры.

Специалисты рассчитали, что для того чтобы оправдать все затраты на введение нового сбора и воплощения всех задуманных идей, цена бензина должна увеличиться приблизительно на 1 рубль.

Насколько реально измениться стоимость топлива для конечных потребителей можно будет судить только после полного принятия закона, внесения всех сопутствующих поправок и установления тарифов.

Напомним на встречи с лидерами фракций депутатов Государственной думы 30 ноября 2012 года в пятницу, Владимир Жириновский затронул вопрос об необходимости отмены транспортного налога, которые тратят все владельцы транспортных средств. Президент РФ В.В. Путин, поддерживает данное предложение, но по его заверению необходимо повышать акциз на топливо, взамен транспортного налога, постепенно. По его словам есть вопросы по разным регионам, так как транспортный налог в них собирается по различной ставки.

Как отметил Вячеслав Лысаков "Проблему переноса транспортного налога в акцизы на топливо я ставил перед президентом в первый день работы Общероссийского народного фронта (ОНФ), 7 мая 2011 года - на первом заседании федерального координационного совета организации, - отметил депутат. - После отмены транспортного налога выпадающую за счет роста стоимости топлива доходную часть бюджета покрывают поднятые акцизы. Чтобы возместить доходную часть бюджета в случае отмены налога, достаточно было повысить стоимость топлива на один рубль. А акцизы были подняты на 3 рубля". Так же он заявил, что "Двойное налогообложение тяжело ложится на перевозчиков - на малый и средний бизнес. Часть перевозок становится нерентабельной. Особенно это касается пассажирских и грузоперевозок, - привел пример парламентарий. - Введение транспортного налога в стоимость топлива является единственным правильным решением по исчислению налога, поскольку реализуется принцип социальной справедливости".

В настоящие время в соответствии с действующим законодательством РФ, а именно 28 глава "Транспортный налог" НК РФ, ст. ст. 356-361 , транспортный налог взимается с наземных, воздушных и водных транспортных средств, ставка которого устанавливается главами регионов. Это основной доход для наполнения Бюджета России, для финансирования строительства, ремонта дорог, дворовые территории дворов многоэтажных домов и т.п. Бюджетный Кодекс РФ ст.56 " Налоговые доходы бюджетов субъектов Российской Федерации"

Еще несколько лет назад Правительство РФ предложило постепенное снижение транспортного налога, увеличивая акциз на топливо, но в связи с тем, что в регионах России это один из основных источников доходов местного бюджета, инициатива так и осталась на бумаге. Региональные власти побоялись снижать транспортный налог, в связи с тем, что опасались нехватки средств в местных бюджетах.

Надеемся, что теперь, когда в прямую об отмене транспортного налога высказался глава государства, что в скором времени взимание транспортного налога будет отменено в Российской Федерации. По мнению большинства в нашей стране это будет справедливо. Тот, кто ездит больше, должен и платить больше, покупая для этого больше бензина и дизельного топлива.

Как бы там ни было, с отменой в будущем транспортного налога в России, но тем не менее в самом крупном городе РФ, Москве, депутаты Мосгордумы приняли закон об увеличении транспортного налога в городе Москве, с 01 января 2013 года. В среднем ставка налога вырастет для Москвичей на 13%. Увеличение коснулось не всех владельцев транспортных средств, а лишь тех, кто является собственником автомобиля мощностью от 70 до 225 л.с. Владельцы маломощных автомашин до 70 л.с. и владельцы мощных автомобилей, мощностью более 225 л.с. будут платить по тем же ставкам, что и в 2012 году.

Поделиться