Государственное налоговое регулирование. Налоговые регуляторы и их влияние на деятельность субъектов экономики Методы и инструменты налогового регулирования

Налоги являются действенным методом государственного регули­рования экономических процессов в условиях рыночных отношений.

Система налогообложения должна воздействовать на развитие деловой активности, повышение заинтересованности работников в результатах своего труда и, как следствие, развитие производства, побуждать организации продуктивно использовать основные про­изводственные фонды, оптимизировать величину производственных запасов, сокращать непроизводственные расходы, обеспечивать фор­мирование доходной части бюджета в объеме, позволяющем покры­вать расходы государства, направленные на выполнение им своих функций. Долгое время налоги носили исключительно фискальный ха­рактер, однако со временем понятие распределительной функции налогов значительно обогатилось и обрело регулирующее свойство, главным образом благодаря государственному решению об активном участии в организации хозяйственной деятельности.

Эффективное налоговое регулирование прежде всего осущест­вляется через меры косвенного влияния на социально-экономические процессы с помощью изменения налоговых режимов, видов налогов, налоговых ставок, налоговых льгот и санкций, изменения общей на­логовой нагрузки, отчислений и платежей в бюджеты разных уров­ней. Стимулирующее воздействие на производство оказывает сни­жение налоговых ставок и общего количества налогов, напротив, противоположные действия могут подавлять или сдерживать опреде­ленные виды деятельности. Налоги влияют на экономическую актив­ность субъектов хозяйствования, на соотношение платежеспособного спроса и предложения, регулируют денежную массу в обращении, могут способствовать изменению вектора развития определенных от­раслей и сфер деятельности. Все эти изменения отражает кривая Лаффера.

А. Лаффер, знаменитый американский экономист, считал, что повышение налоговой нагрузки целесообразно до определенной гра­ницы, изменение которой неминуемо приведет к обратным послед­ствиям, таким как снижение уровня собираемости налогов в резуль­тате перехода легальной экономики в теневую. Обоснование теории подтверждается построением графика Лаффера.

Налоговое регулирование призвано осуществлять ряд задач, основной из которых является формирование централизованных бюд­жетных и внебюджетных фондов путем аккумулирования налоговых поступлений. Для этого составляются планы, программы поступле­ния налогов, как долгосрочные, так и краткосрочные, разрабатывают­ся общие принципы формирования и учета налогооблагаемой базы, а также осуществляются контрольные мероприятия, направленные на проверку правильности исчисления и полноты собираемости налогов и, что немаловажно, выявление субъектов, уклоняющихся от уплаты налогов и привлечение их к ответственности.

Основных методов налогового регулирования немного, они ак­тивно используются во всех странах, не только в России, и к ним обычно относят такие методы, как:

1. налоговые каникулы;

2. выбор и установление налоговых ставок;

3. отсрочка налогового платежа;

4. налоговые вычеты;

5. инвестиционный налоговый кредит;

6. налоговая амнистия;

7. международные договоры об устранении двойного налогообложения и пр.

Налоговая амнистия представляет собой мероприятия, предостав­ляющие налогоплательщикам права уплатить суммы недоимки по налоговым платежам с истекшими сроками уплаты без наложения административной ответственности.

Налоговые каникулы - это законное освобождение от уплаты налогов на строго отведенный промежуток времени.

Налоговый кредит представляет собой наиболее перспективный метод налогового регулирования, суть которого сведена к изменению срока уплаты налога при наличии законодательно установленных соответствующих оснований. К этим основаниям относятся: прове­дение НИОКР, осуществление инновационной деятельности, выпол­нение оборонного заказа государства либо важного стратегического заказа по социально-экономическому развитию региона.

Сумма инвестиционного кредита определяется соглашением сто­рон, а при проведении НИОКР сумма кредита не может превышать 30% стоимости приобретенного организацией для этих целей обору­дования. Это достаточно слабо согласуется с возможностями малого и среднего бизнеса, которые являются основными потенциальными участниками договоров об инвестиционном налоговом кредите, поэто­му в настоящее время данная норма практически не используется.

Налоговые вычеты относят к социально значимым методам налого­вого регулирования. Они могут применяться не только юридическими, но и физическими лицами. Налоговыми вычетами признается сумма в денежном выражении, на которую уменьшается налогооблагаемая база. Их размер, порядок применения и расчета строго регламенти­рован и установлен действующим Налоговым кодексом. В настоящее время в Российской Федерации для физических лиц установлено че­тыре вида налоговых вычетов: стандартные, социальные, имуществен­ные и профессиональные.

Особого внимания заслуживает такой метод налогового регули­рования, как выбор и установление размера налоговой ставки. Как известно, именно от размера ставки налога зависит сумма налога, подлежащего уплате в бюджет. Размер ставки любого налога дол­жен обеспечить баланс между интересами хозяйствующих субъектов и государства. Это значит, что ее размер должен позволять хозяй­ствующим субъектам осуществлять свою деятельность не только без значительных потерь, но и получать прибыль, при этом соблюдать фискальные интересы государства в целом.

Эффективным способом налогового регулирования экономики является применение двух чрезвычайно связанных между собой ка­тегорий - это налоговые льготы и налоговые санкции. Результатив­ность налоговой политики в конечном итоге зависит от оптимального сочетания этих мер. Система налоговых льгот предусматривает отмену авансовых платежей, предоставление отсрочки либо рассрочки по платежам в бюджет, освобождение определенных категорий налогоплательщиков от налогообложения, снижение налоговых ставок и пр. Например, если прибыль предприятия направлялась на развитие производства, жилищное строительство, создание рабочих мест для инвалидов и пенсионеров, то организация может воспользоваться данной льготой по налогу на прибыль. Существующие льготы по налогообложению прибыли хозяйству­ющих субъектов предназначены для стимулирования финансового обеспечения расходов на строительство непроизводственного ха­рактера, а также развитие производства, поддержку малого пред­принимательства, обеспечение занятости пенсионеров и инвалидов, поощрение благотворительной деятельности в социально-культурной и природоохранной сферах.

Система налоговых льгот неразрывно связана со своей проти­воположностью - системой налоговых санкций, которые суще­ствуют преимущественно в виде финансовых санкций - пени и штрафов, и административных санкций. Вид налогового правона­рушения определяет размер и состав налоговых санкций, которые, в свою очередь, устанавливаются на законодательном уровне. Финансовые санкции применяются исключительно в отношении хозяйствующих субъектов, т. е. к предприятиям и организациям, а административные санкции накладываются на должностных лиц этих предприятий.

Важное место в системе налогового регулирования занимает налоговый контроль, т. е. комплекс налоговых мероприятий, осу­ществляемых уполномоченными органами государственной власти, представляющий собой сбор и анализ информации об исполнении налогоплательщиками обязанности по уплате налогов. Основной целью налогового контроля является выявление и пре­сечение нарушений налогового законодательства, обеспечение до­стоверности данных о полноте и своевременности уплаты налогов и сборов, а также привлечение к ответственности налогоплательщиков за выявленные нарушения. Качественный и непрерывный налоговый контроль является основой эффективной налоговой системы. Отсутствие налогового контроля либо его низкая продуктивность не позволяют рассчиты­вать на своевременность внесения налоговых платежей субъектами хозяйствования, как, впрочем, и на правильность их расчета. Про­ведение налогового контроля обеспечивает формирование бюджетов всех уровней и дисциплинирует налогоплательщиков.

Налоговая ответственность установлена: за нарушение сроков уплаты налогов; грубое нарушение правил учета доходов и расхо­дов, а также объектов налогообложения; за неуплату или неполную уплату сумм налогов; отказ от постановки на учет в налоговом орга­не; несвоевременное представление или непредставление налоговой декларации и др.

Нарушение законодательства в экономической сфере может при­вести к уголовной ответственности, если имеет место уклонение от уплаты налогов и (или) сборов предприятием (организацией); сокры­тие денежных средств или имущества субъекта хозяйствования, за счет чего и должно производиться взыскание налогов, сборов. Основная ответственность за осуществление хозяйственной дея­тельности предприятия возлагается на руководителя, и потому он, наряду с главным бухгалтером, несет уголовную ответственность в случае неуплаты налогов. Возбуждение уголовного дела зависит от размера неуплаченных налогов. Уголовная ответственность на­ступает при неуплате налогов в крупном и особо крупном разме­рах. Важным условием является тот факт, что сумма неуплаченных налоговых платежей рассчитывается за три последовательных года, предшествующих году проведения налоговой проверки.

Налоги оказывают различное влияние на деятельность субъек­тов хозяйствования. К факторам, оказывающим негативное влияние на экономическую деятельность организаций, можно отнести непре­рывно вносимые поправки в налоговое законодательство, стремление к мгновенному пополнению бюджета, отсутствие экономического обоснования налогового реформирования, что приводит к усилению нестабильности хозяйствования и к повышению уровня налоговой нагрузки предприятий. Многие экономисты утверждают, что доход, который получает государство с использованием исключительно фискальных методов, имеет меньшее значение, чем экономические убытки, которые наносятся субъектам рыночных отношений.

Наибольшее влияние на деятельность предприятий оказывают следующие налоги: налог на прибыль предприятий и организаций, НДС, налог на доходы физических лиц.

Так, прибыль является источником финансовых ресурсов пред­приятия для развития собственного производства. Налог на прибыль исчисляется из суммы полученной предприятием прибыли, а значит, напрямую влияет на деятельность организации, уменьшая либо уве­личивая ее возможности по расширению воспроизводства. Установ­ление разумной ставки налога на прибыль является необходимым условием обеспечения развития бизнеса. В европейских странах уровень налога на прибыль колеблется от 10 до 33,3%.

Что касается налога на добавленную стоимость, то здесь необ­ходимо учитывать, что его влияние на финансовые результаты дея­тельности организации определяется назначением товара и типом покупателя. В случае, когда приобретенный товар используется покупателем в качестве средства производства и есть возможность возмещать суммы входного НДС, включаемого в цену товара, то вероятно, что изменение ставок НДС как в сторону повышения, так и в сторону понижения существенного влияния на финансовое состояние про­давца товара не окажет. Если же приобретенный товар используется в качестве предме­та потребления, а следовательно, отсутствует возможность принять суммы НДС к вычету, то, вероятнее всего, эффект от изменений ставки НДС будет рассматриваться либо в пользу товаропроизво­дителей - продавцов, либо потребителей, исходя из эластичности спроса на данный товар. В соответствии с установленными в настоящее время правилами расчета НДС возникает временной разрыв между моментом оплаты НДС в цене товара и моментом возмещения его из бюджета, что, в свою очередь, крайне негативно влияет на экономическую деятель­ность предприятия.

Повышение ставок по акцизным сборам не окажет столь нега­тивного влияния на экономику страны, так как касается части пред­метов роскоши, поэтому есть резерв для повышения ставок.

Нельзя недооценивать уровень влияния на эффективность дея­тельности предприятий таких платежей, как взносы по обязательно­му пенсионному и социальному страхованию, подлежащих уплате во внебюджетные фонды. Их величина учитывается в себестоимо­сти продукции, поэтому и влияют они на деятельность предприя­тия косвенно. В результате их повышения происходит сокращение платежеспособного спроса конечных потребителей, и как следствие, уменьшается объем производства и снижается совокупный доход предприятий.

Аналогичное действие оказывает и повышение объемов налогов, взимаемых с населения , воздействие на доходы потребителей будет прямым. Негативно скажется на доходах населения повышение уровня их прямого налогообложения. Это вызовет снижение доходов, как номинальных, так и реальных, что приведет к сокращению спроса со стороны населения на товары, произведенные предприятиями. Если предложение этих товаров не изменится, то цены на них снизятся, что будет способствовать сокращению доходов предприятий, умень­шению темпов роста объемов производства. Аналогичным будет действие и косвенных налогов , по той при­чине, что конечным их плательщиком также является население. Повышение ставок НДС сначала будет способствовать увеличению доходной части федерального бюджета за счет поступлений от этого налога, а дальнейшее увеличение приведет к обратному эффекту, и поступления в бюджет могут сократиться.

Доклад на тему:

«Налоговое регулирование»

Выполнил: студент 46ф группы

Евлогиев Артур Олегович

Проверил: преподаватель

Самарина М.В.

Чебоксары

План :

· Основные налоги

· Роль налоговой политики в экономике

· Проблемы налогооблажения в России

· Зарубежный опыт

· Антикризисные меры по совершенствованию налоговой системы

1. Понятие налогового регулирования

НАЛОГОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ - меры косвенного воздействия на экономику, экономические и социальные процессы путем изменения вида налогов, налоговых ставок, установления налоговых льгот, понижения или повышения общего уровня налогообложения, отчислений в бюджет. Так, снижение налогов способно стимулировать производство, а повышение налогов - сдерживать или даже подавлять некоторые виды деятельности.

Налоги представляют собой обязательные сборы, взимаемые государством с хозяйствующих субъектов и граждан по ставкам, устанавливаемым законодательством. Объективными предпосылками возникновения налогов являются не только появление товарного производства и разделение общества на классы, но и государство, так как именно с возникновением государства появились расходы на содержание армии, судов, аппарата чиновников и другие расходы, на покрытие которых требовались соответствующие финансовые средства.

Таким образом, суть налогов в практическом значении сводилась к взиманию средств у хозяйствующих субъектов и граждан в государственную "казну" с целью их дальнейшего распределения на нужды государства. Но если сначала налоги носили чисто фискальный характер, то есть являлись основным источником формирования финансовых ресурсов государства, то впоследствии, с тех пор как государство решило принимать активное участие в организации хозяйственной деятельности страны, понятие распределительной функции налогов значительно расширилось и приобрело регулирующее свойство.

Регулирующее воздействие налогов на хозяйственную жизнь имеет многосторонний характер. Налоговое регулирование является одним из элементов налогового механизма. Суть его заключается в том, что любое вмешательство в ход воспроизводственных процессов должно быть экономически целесообразным и обоснованным.

2. Методы налогового регулирования

Основные подходы к регулированию налоговых правоотношений в России закреплены за налоговым законодательством, которое включает в себя Налоговый Кодекс Российской Федерации, законодательные и нормативные акты РФ, субъектов РФ и органов исполнительной власти. В основу системы налогового регулирования легли методы и способы налогового регулирования. К методам налогового регулирования можно отнести следующие методы, которые успешно используются во всех странах:

1. отсрочка налогового платежа,

2. инвестиционный налоговый кредит,

3. налоговые каникулы,

4. налоговая амнистия,

5. налоговые вычеты,

6. выбор и установление налоговых ставок,

7. международные договоры об избежании двойного налогообложения.

Отсрочка или рассрочка по уплате налога представляет собой изменение срока уплаты налога при наличии особых оснований на срок от одного до шести месяцев соответственно с единовременной или поэтапной уплатой налогоплательщиком суммы задолженности.

Наиболее перспективным методом налогового регулирования является инвестицонный налоговый кредит , который представляет собой изменение срока уплаты налога при наличии соответствующих оснований. К ним относятся проведение организацией научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, осуществление инновационной деятельности, выполнение организацией важного заказа по социально-экономическому развитию региона. Если во втором и третьем случаях сумма кредита определяется по соглашению между уполномоченным органом и заинтересованной организацией, то при проведении научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ сумма кредита не может быть более 30% от стоимости приобретенного организацией для этих целей оборудования. Это довольно-таки слабо согласуется с возможностями предприятий малого и среднего бизнеса, являющихся основными потенциальными участниками договоров об инвестиционном налоговом кредите.

Налоговые каникулы - предоставляемый законодательством срок, в течение которого налогоплательщику разрешено не уплачивать налоги.

Налоговой амнистией называется ряд мероприятий по предоставлению налогоплательщикам права уплатить суммы налогов, по которым истекли установленные налоговым законодательством сроки платежей.

Как правило, для налоговой амнистии характерны следующие признаки:

Одномоментность, то есть государство предоставляет право легализовать свои доходы единоразово и за определённый промежуток времени.

Цель налоговой амнистии состоит не в пополнении бюджета, а в переходе на правовую базу в отношениях налогоплательщиков и государства.

Для проведения налоговой амнистии должны существовать объективные предпосылки, как правило это несовершенство налоговой системы за тот период когда проводится налоговая амнистия.

Легализация собственности за которую уплачен налог и отказ государства от правового преследования нарушителей.

Одним из социально значимых методов налогового регулирования являются налоговые вычеты , которые могут применяться не только предприятиями и организациями, но и гражданами. Глава 23 части II Налогового Кодекса РФ, который начинает действовать с 1 января 2001 года, посвящена налогу на доходы физических лиц. Налоговые вычеты по этому налогу подразделяются на стандартные, социальные, имущественные и профессиональные. Необходимо заметить, что перечень и суммы вычетов по налогу на доходы физических лиц значительно увеличились по сравнению с вычетами из совокупного годового дохода, исчисляемого для определения подоходного налога с физических лиц, который и заменит налог на доходы физических лиц.

Выбор и установление ставки налога является отдельным методом налогового регулирования, требующим особого внимания. Именно ставка налога определяет сумму налога, который должен быть уплачен в бюджет. Понижение ставки любого налога должно быть настолько максимально, чтобы позволить хозяйствующим субъектам осуществлять свою финансово-хозяйственную деятельность без значительных потерь и получать прибыль, но при этом соблюдать и фискальные интересы государства в целом.

Международные договоры об избежании двойного налогообложения

В ряде случаев налоговые отношения регулируются не только актами национального налогового законодательства, но и нормами международного права. Международные договоры (соглашения) об избежании двойного налогообложения являются одним из источников международного права. В то же время международные договоры РМ являются также составной частью её национальной правовой системы.
Международные договоры (соглашения) об избежании двойного налогообложения направлены как на избежание двойного налогообложения, так и на уклонение от налогов. Международное двойное налогообложение возникает, когда один и тот же налогоплательщик облагается в отношении одного и того же объекта обложения или одним и тем же (или схожим) налогом в двух и более странах (в основном это касается дохода и имущества налогоплательщика). Обратная ситуация- уклонение от налогов- возникает, когда ни одно из государств не признает “своим” или объект обложения, или налогоплательщика. Международные договора (соглашения) должны быть ратифицированы в установленном порядке. В соответствии со статьей 2 Закона о порядке опубликования и вступления в силу официальных актов8 международные акты вступают в силу после обмена ратификационными грамотами или после передачи утвержденных актов на хранение депозитарию в соответствии с нормами международного права либо в любом другом порядке и другие сроки, установленные договаривающимися сторонами.

Методы налогового регулирования представляют собой возможность проведения налогового регулирования, на практике же налоговое регулирование может осуществляться посредством следующих способов, которые условно делятся на две взаимосвязанные сферы: налоговые льготы и налоговые санкции. Оптимальное сочетание применения этих мер позволяет в конечном итоге рассчитывать на результативность налоговой политики.

3. Функции и принципы налоговой системы

Совокупность налогов, сборов и пошлин, установленных государством и взимаемых с целью создания центрального общегосударственного фонда финансовых ресурсов, а также совокупность принципов, способов, форм и методов их взимания образуют налоговую систему.

Основой налоговой системы являются налоги. С помощью налоговой системы государство реализует свои функции по управлению (регулированию, распределению и перераспределению) финансовыми потоками в государстве и в более широком смысле экономикой страны вообще.

Основные функции налоговой системы государства и, соответственно, установленных в государстве налогов являются:

1. Фискальная, суть которой состоит в пополнении доходов государства на различных уровнях, необходимых для исполнения государством своих функций.

2. Распределительная, суть которой состоит в распределении совокупного общественного продукта между юридическими и физическими лицами, отраслями и сферами экономики, государством в целом и его территориально-административными образованиями.

3. Регулирующая, суть которой в активном воздействии государства с помощью экономических рычагов и методов на экономические и социальные процессы в обществе.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Подобные документы

    Налоговое правонарушение и его состав. Общее понятие, объект налогового правонарушения. Субъекты налоговых правонарушений. Порядок привлечения к ответственности за налоговые правонарушения. Ответственность за налоговые правонарушения.

    курсовая работа , добавлен 19.08.2007

    Сущность налогов, классификация и функции. Налоговые теории XVII-XIX вв. Классическая теория. Научные концепции налогообложения XX века. Кейнсианство и неоклассицизм. Сравнительный анализ принципов налогообложения российских и западных предпринимателей.

    курсовая работа , добавлен 16.11.2010

    Достижение оптимальной величины собираемости государственных налогов как одна из главных проблем в области налогообложения. Снижение налоговых ставок при налоговом планировании, виды налогов. Система налогообложения для корпоративного сектора бизнеса.

    реферат , добавлен 19.12.2009

    Налоги как обязательные платежи, взимаемые государством с юридических и физических лиц, анализ функций: фискальная, регулирующая. Знакомство с особенностями налогообложения предприятий. Рассмотрение видов ответственности за налоговые правонарушения.

    курсовая работа , добавлен 28.01.2014

    Система налогообложения в Российской Федерации и принципы ее построения. Налоговое законодательство как фактор развития предпринимательской деятельности. Анализ развития малого и среднего бизнеса. Специальные налоговые режимы, используемые на предприятии.

    курсовая работа , добавлен 15.08.2011

    Сущность и функции налогов. Этапы развития налогообложения. Налоговое стимулирование инновационной деятельности и развития человеческого капитала. Мониторинг эффективности налоговых льгот. Оценка деятельности Управления федеральной налоговой службы.

    курсовая работа , добавлен 08.04.2015

    Сущность, функции и принципы налогообложения. Налоговое регулирование экономики и социальной сферы. Налоговая система и налоговое регулирование в Республике Беларусь. Виды ответственности налогоплательщика за нарушение налогового законодательства.

    реферат , добавлен 18.01.2012

    Финансирование инвестиционной деятельности. Основные принципы инвестиционной политики. Источники капитальных вложений. Формирование благоприятной среды, способствующей повышению инвестиционной активности негосударственного сектора.

    И зарубежных странах

    Налоговое регулирование – одна из наиболее мобильных сфер налогового менеджмента. Это важная стадия процесса управления, являющаяся связующим звеном между планированием и контролем, ибо регулирование не только призвано детально обосновать принятый вариант плана по ресурсам, методам и времени реализации. Оно должно выявить, а далее зафиксировать такую совокупность параметров плана, контроль за фактическим значением которых достаточен для исполнения принятых плановых заданий. В силу этого регулирование выступает органическим продолжением планирования.

    Налоговое регулирование может быть определено как процесс детальной разработки способов реализации налоговых планов, формирования и введения при необходимости новых и корректировки действующих налоговых режимов, направленных на реализацию фискального, регулирующего и социального назначения налогов, получивших количественное и качественное отражение в бюджетно-налоговых заданиях, целевых установках и налоговой концепции на конкретный период.

    Целью налогового регулирования является уравновешивание общественных, корпоративных и личных экономических интересов участников налоговых правоотношений. Прежде всего, налоговое регулирование преследует интересы государства в бюджетно-налоговой сфере деятельности, то есть максимальное обеспечение общественных интересов в их финансовом покрытии.

    Методы налогового регулирования имеют отличительные особенности и связаны со спецификой исполнения бюджетных заданий по налоговым поступлениям. Их плановый уровень, имеющий статус закона, не имеет четкой адресной разверстки до конкретного исполнителя в форме директивы. Вследствие этого методы регулирования должны в обязательном порядке включать законодательные уложения, определяющие те или иные стороны налогового производства и ответственность за их нарушения, а также широкий спектр методов косвенного воздействия на поведение налогоплательщиков, стимулирующих принятие ими решений, необходимых обществу.



    В качестве форм налогового регулирования можно назвать систему налогового стимулирования, оптимизацию налоговых ставок, систему налоговых льгот и меры санкционного действия.

    Система налогового стимулирования предполагает изменение срока уплаты налога и сбора, а также пени; предоставление отсрочки или рассрочки по уплате налога; предоставление налогового кредита или инвестиционного налогового кредита.

    Оптимизация налоговых ставок занимает особое место в налоговом регулировании. Целью оптимизации налоговых ставок является достижение относительного равновесия между налоговыми функциями - фискальной и регулирующей. От размера налоговых ставок зависит построение рациональной налоговой системы. Расчет оптимального уровня налоговых ставок - процесс крайне сложный и трудоемкий. Здесь, прежде всего, необходимо экономическое обоснование с целью оптимизации государственных расходов, их приведение в соответствие с возможностями реальной экономики.

    Система налоговых льгот представляет собой комплекс налоговых преференций стратегического действия, компенсирующий финансовые потери при выпуске новой и конкурентоспособной продукции, модернизации технологических процессов, укрепляющий основы малого и среднего производственного бизнеса. Налоговые льготы предоставляются в виде отмены авансовых платежей, уменьшения или полного сложения налогового обязательства при соблюдении определенных условий, снижения размера налоговой ставки.

    Налоговое регулирование – совокупность мер косвенного воздействия государства на развитие производства путем изменения нормы изъятия в бюджет за счет повышения или понижения общего уровня налогообложения.

    Формы и методы налогового контроля в России

    И зарубежных странах

    Контроль – важнейший элемент процесса управления любой социально-экономической системой. Все сложные искусственные системы, к которым относится и система налогообложения, всегда стремятся выйти из-под контроля по тем или иным объективным или субъективным причинам. Этим тенденциям противостоит сила управления и, прежде всего такой его элемент, как контроль. Вследствие этого эффективность управления во многом определяется тем, как налажена система контроля. Главный смысл контроля – это систематическая деятельность, направленная на приближение фактического исполнения к запланированному результату.

    Функция налогового контроля была предусмотрена в российской системе налогообложения с начала ее действия. Государственный налоговый контроль возложен на налоговые органы. Это направление работы является для них приоритетным. На налоговые органы возложена обязанность по организации и проведению контроля за соблюдением налогового законодательства РФ, правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующий бюджет налогов и других обязательных платежей, а также контроля за соблюдением валютного законодательства РФ. При осуществлении налогового контроля проверяется не работа учреждений, предприятий, организаций, а исполнение ими правовых предписаний.

    Выделяют три вида контроля : общий, ведомственный и специализированный, касающийся определенной сферы деятельности.

    В соответствии со ст. 82 НК, налоговый контроль осуществляется должностными лицами налоговых органов в следующих формах: проведение налоговых проверок; получение объяснений налогоплательщиков и иных обязанных лиц; проверка данных учета и отчетности; осмотр помещений и территорий, используемых для получения дохода и в других формах, предусмотренных законодательством. Весь набор контрольных действий ориентирован на обеспечение полной собираемости налогов и сборов, поскольку выполнение каждым налогоплательщиком своих налоговых обязательств – необходимое и достаточное условие выполнения бюджетно-налоговых обязательств. Налоговый контроль осуществля-ется в разрезе отдельных налогов, групп налогоплательщиков, территорий, то есть охватывает всю систему налогообложения. Главная задача налогового контроля – обеспечение экономической безопасности государства.

    Формы налогового контроля подразделяются в зависимости от сроков (оперативный и периодический) и источников получения информации (документальный и фактический) (рис. 2).

    Рис. 2. Виды налогового контроля

    Оперативный контроль представляет собой проверку, которая осуществляется в пределах отчетного периода по завершении контролируемой операции в соответствии с ее качественной и количественной характеристиками.

    Периодический контроль – это проверка за определенный отчетный период по данным планов, смет норм и нормативов, первичных документов, отчетов, записям в учетных регистрах, отчетности и другим источникам.

    Документальный контроль – это проверка, при которой содержание проверяемого объекта или его соответствие регламентированному значению определяются на основании данных, содержащихся в документах.

    Фактический контроль – это проверка, при которой количественное и качественное состояние проверяемого объекта устанавливается на основании обследования, осмотра, обмера, пересчета, взвешивания.

    В целом, эффективность налогового контроля во многом зависит от методического качества налоговых законов. Чем сложнее, запутаннее, противоречивее налоговое законодательство, тем труднее осуществлять налоговый контроль.

    Среди различных элементов, участвующих в составлении процедур налогового контроля, можно выделить следующее:

    Более или менее благоприятная общественная и администра-тивная среда:

    1. Сознание гражданского долга населением. Одна из главных целей любого налогового ведомства состоит в том, чтобы улучшать соблюдение закона и бороться против подлога и уклонения от налогов. Понятие соблюдения закона и налоговых обязательств налогоплательщиком, часто употребляемого английским словом «compliance», невозможно точно определить, каков бы ни был метод, использованный для оценки (общий подход, начиная с национальных счетов, отраслевых анализов, исчерпывающих проверок деклараций, результаты которых обобщены в целых категориях налогоплательщиков).

    2. Идентификация налогоплательщиков. Налоговые ведомства располагают одним национальным номером идентификации налогоплательщиков:

    Испания и Швеция - единственный национальный номер идентификации для общего характера налогоплательщиков;

    Канада - Нидерланды – Италия - номер, специфический для частных лиц, и другой номер для юридических лиц;

    США - использует номер, изначально созданный в обществен-ных целях;

    Франция - так же, как и в США, номер для частных лиц и номер, специфический для юридических лиц.

    Определение номера важно для налоговых ведомств, так как оно позволит, с одной стороны, благоприятствовать эффективности услуг, предназначенных для потребителей и, таким образом, улучшить отношения между администрацией и налогоплательщиками. С другой стороны, способствовать тому, чтобы улучшать налоговую проверку только по документам налогоплательщика, для подъема неплатежеспособных, для управления информацией по проверке сведений.

    3. Механизмы взимания налога как средства предотвращения подлога. Почти во всех европейских странах применяются методы взимания налога у источника дохода (в основном на доходы с заработной платы и на вложение капитала), так же как механизмы периодических платежей или предварительной выплаты.

    Эти методы гарантируют большую долю налоговых сборов. Таким образом, в Германии они представляют 34 % налоговых сборов, 32 % в Ирландии, 42 % в Великобритании.

    Это также упрощает обязанности потребителей и освобождает налоговое ведомство от некоторого контроля на уровне получателей, перенося его в платежные ведомства, которые обязывает осуществлять более частое и более цельное наблюдение за декларантами.

    4. Случайное общение и сбор информации. По окладам и зарплатам налоговые ведомства собирают информацию, предоставленную служащими и сообщенную работниками, и это не зависит от способа налогообложения, то есть от удержания налогов у источника доходов или от спонтанных деклараций налогопла-тельщиков.

    Налоговые ведомства хранят также информацию, предоставлен-ную спонтанно другими службами: финансовыми органами, страхо-выми компаниями, социальными органами.

    Организация контроля:

    1. Административная централизация как направление эффективности контроля. В большинстве стран тенденция к созданию центра или делокализованного агентства становится общепринятой, за исключением Германии и Швеции. Канада приняла эту систему в конце 1999 г. (ADCR), а Италия в 2002 г. (AE). Сильная централизация существует параллельно именно в вопросе сбора деклараций и управления средствами платежа, принудительного взыскания и контроля больших предприятий.

    2. Политика программирования налоговой проверки. Именно главные управления определяют политику налоговой проверки на уровне кабинетов министров и главных управлений. На двухлетний или трехлетний период политика налоговой проверки указывает общие направления, фиксируя первостепенные, количественные и качественные цели.

    Ввиду федеральной организации Германии, политика контроля в этой стране определена на уровне Федеральных Земель, даже если Бундестаг вмешивается в работу местных структур для проверки больших предприятий, и старается согласовывать частоту проверок категориями налогоплательщиков и географическое распределение средств.

    Деятельность планирования контроля остается широко централизованной в странах юга (Италия, Испания), так же как в Японии. Она рассредоточена больше в других странах, которые работают с группами налогоплательщиков, таких как США, Великобритания, Швеция, Нидерланды.

    3. Осуществление контроля. В основном контроль осуществля-ется структурами, имеющими различные организационные террито-риальные уровни (местные, департаментские или региональные) как во Франции. Их компетенция чаще всего определяется географическими критериями и оборотом предприятий, которые надо проверять. Существуют национальные или федеральные структуры контроля в некоторых странах, как, например, в Германии, Испании, Италии, Великобритании. Другие страны, как Канада, Нидерланды, США, Ирландия, имеют оперативные управления, организованные по группам налогоплательщиков в национальном масштабе, но внедренные на региональном уровне.

    Полномочия органов контроля:

    1. Право на получение информации. Налоговая администрация может потребовать от любого лица предоставления любой справки, или подготовки любого документа, относящегося к налоговому законодательству. Сведения, собранные в этом случае, могут быть использованы для налогообложения и проверки любых услуг, либо физического или юридического лица, или третьей стороной
    этого лица.

    Использование права на получение информации не должно позволить никоим образом осуществлять критический анализ бухгалтерского учета. Операции сбора информации должны иметь точечный характер и ограничиваться выпиской бухгалтерских бумаг или копией с документов. Такое определение права часто не эквивалентно в различных странах. В Германии, Испании, в Великобритании использование этого права ограничено.

    Практику права на получение информации в различных странах можно кратко изложить в таблице 2.

    Таблица 2

    Права на получение информации в различных странах

    Страна Право сообщения (связи)
    Германия Практика права не предусмотрена специальными документами
    Канада Право существует как по отношению к налогоплательщикам, так и в отношении третьих сторон
    Испания Право не является предметом регламентации, но администрация может осуществлять, тем не менее, это право.
    США У права есть широкая область применения как ко всем налогоплательщикам, так и к третьим сторонам без ограничения. Документы должны храниться в зависимости от полезности для учреждения налогообложения. В случае отказа может быть осуществлено требование осуществить платеж.
    Франция Право используется очень широко и касается как самого налогоплательщика, так и третьей стороны.
    Ирландия Не имеется ясного различия между правом на получение информации и правом проверки. Право рассматривать бухгалтерские документы и согласие налогоплательщика являются общими для обеих процедур. Можно это рассматривать как обычный контроль, который осуществляется без разрешения высших налоговых органов.
    Италия Право позволяет администрации собрать у третьих лиц информацию о налогоплательщике. Это право осуществляется отправлением запроса.
    Япония Право существует в отношении должников и осуществляется в письменном виде.
    Нидерланды Право довольно широко используется и позволяет получить информацию как от налогоплательщика, так и от третьих сторон.
    Великобрита-ния Право ограничено. Оно возможно по отношению к третьим сторонам, но у администрации нет никакого способа принуждения. Налогоплательщик имеет даже возможность просить у «независимого уполномоченного», чтобы расследование, объектом которого он является, было остановлено. В этом случае контролер должен получить разрешение уполномоченного при условии разоблачения. Что касается таможни, то право по отношению к третьей стороне касается только предприятий, зарегистрированных для НДС. Администрация должна просить разрешения судьи для получения информации, если доказательство превышает 1,6 млн.евро.
    Швеция Возможность спрашивать у налогоплательщика, который считается должником, любые необходимые сведения. Право на получение информации может осуществляться у третьей стороны только в письменной форме и виде требования.

    2. Право проверки. Право проверки можно определить как возможность для администрации проверять существование и точность заявленных элементов, начиная с бухгалтерских данных и уточняющих документов, хранящиеся налогоплательщиком. Между тем способы, распространение, срок, момент, даже цель контроля имеют различную практику:

    Процедура, специфичная для контроля физических лиц не обобщена, даже если методы контроля над доходами широко распространены (баланс, свободные оборотные средства, баланс наличных);

    Некоторые страны не применяют контроля на месте (Великобритания);

    Одно из главных различий между странами касается неожиданного характера проведения проверки. В Германии, Испании, Италии право проверки осуществляется неожиданно, в то время как в других странах, во Франции например, начало проверки без предварительного уведомления налогоплательщика способно свести всю процедуру на нет;

    Большинство стран предусматривают обязательное сотрудничество с проверяемым налогоплательщиком;

    Отсутствует ограничение срока контроля на месте для Германии, Канады, США, Нидерландов, Японии, Швеции;

    Срок оговаривается в случае мошеннического поведения, способного быть прерванным отправлением уведомления о проверке.

    3. Право визита и конфискации. Эта процедура – является процедурой неожиданного контроля, проводимая специали-зированными агентами. Также обыски осуществляются по просьбе налоговых органов при наличии разрешения судебной власти агентами администрации, которые должны проникнуть в торговые и частные помещения. Во время обыска агенты соберут информацию и документы, способные доказать рассматриваемое мошенничество: тайная деятельность; сокрытие доходов; фиктивная деятельность и передача доходов; подлог в налоговой льготе; мошенничество с европейскими субсидиями.

    Контрольные вопросы

    1. Что такое налоговая система?

    2. Из каких элементов состоит налоговая система РФ?

    3. Что включает в себя система налогов и сборов РФ?

    4. Что такое налоговые правоотношения?

    5. Кто такие участники налоговых правоотношений?

    6. Какова история развития налогообложения в России?

    7. В чем заключаются особенности построения налоговой системы Франции?

    8. В чем заключаются особенности построения налоговой системы Германии?

    9. В чем заключаются особенности построения налоговой системы Канады?

    10. В чем заключаются особенности построения налоговой системы Китая?

Поделиться