Павлова И.В.
Доктор экономических наук, профессор, Финансовый университет при правительстве РФ
ОСОБЕННОСТИ ФИНАНСИРОВАНИЯ СИСТЕМЫ СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ НАСЕЛЕНИЯ РОССИИ
Аннотация
Статья посвящена оценке факторов, влияющих на финансирование системы социальной защиты России. Рассмотрены показатели, определяющие эффективность ее финансирования и определены факторы, влияющие на формирование и состояние финансирования современной системы социальной защиты населения России. Сделан вывод о приоритетном влиянии рассматриваемых факторов, оказывающих влияние на финансирование системы социальной защиты населения России.
Ключевые слова: финансирование системы социальной защиты, факторы финансирования системы социальной защиты, расходы на социальную защиту.
Pavlova I.V.
PhD in Economics, professor, Financial University under the Government of the Russian Federation
FEATURES OF FINANCING OF SOCIAL SECURITY RUSSIA
Abstract
Article is devoted to an assessment of the factors influencing financing of system of social protection of Russia. The indicators defining efficiency of her financing are considered and the factors influencing formation and a condition of financing of modern system of social protection of the population of Russia are defined. The conclusion is drawn on priority influence of the considered factors exerting impact on financing of system of social protection of the population of Russia.
Keywords: financing of system of social protection, factors of financing of system of social protection, expenses on social protection.
Финансирование системы социальной защиты населения России осуществляется из всех уровней бюджетной системы и государственных (федеральных) и территориальных государственных (региональных) внебюджетных фондов. Довольно большую часть средств для осуществления финансирования социальных обязательств при помощи межбюджетных трансфертов государство перераспределяет между элементами бюджетной системы (дотации, субвенции, субсидии, иные межбюджетные трансферты), поэтому финансирование социальной защиты населения страны носит многоуровневый и многоканальный характер.
Как известно, источники финансирования системы социальной защиты населения носят преимущественно налоговый характер. В последние годы произошли изменения в порядке финансирования системы социальной защиты: НДФЛ в 2014 году распределялся по бюджетам следующим образом: 15 % – в местный бюджет, 85 % – в бюджет субъекта федерации; в 2015 г.: 30 % – в местный бюджет, 70 % – в бюджет субъекта федерации; акцизы: 28 % – в Федеральный бюджет, 72 % – в региональный; из налога на прибыль, облагаемого по ставке 20 %, 18 % – в региональный бюджет, 2 % – в федеральный. Таким образом, эти три налога пополняют в большей степени бюджеты субъектов федерации, на которые в основном падает тяжесть по социальным выплатам.
Прямое влияние на финансирование системы социальной защиты россиян, в частности, через государственные внебюджетные социальные фонды, оказывают взносы на обязательное социальное страхование: чем больше налоговая база – тем больше платежи. Но по этим платежам существует порог максимальной суммы: отсечение на уровне годового дохода в размере 624 тыс.руб. в 2014 г., т.е. с сумм, превышающих этот порог, взносы 10 % платились только в Пенсионный фонд. В 2015 г. 711 т.р.-для ПФР и 670 т.р. – для ФСС, т.е. при превышении этого порога налоговая нагрузка снижалась с 30 % до 15,1 % (В ФСС взносы не уплачивались, в ПФР сокращались до 10 %). Свыше 796 тыс.руб. – для ПФР и 718 тыс.руб.- для ФСС в 2016 году, т.е. правило сохраняется с 2015 г. И действует в отношении налогоплательщиков, применяющих общий налоговый режим. Суммы ежегодно корректируются исходя из роста средней заработной платы.
Проводя анализ влияния налоговой составляющей на финансирование системы социальной защиты, нельзя не остановиться на значении налога на доходы физических лиц, особенностью которого в нашей стране является плоская шкала налогообложения, способствующая усилению социального расслоения общества. В существующих условиях начисления НДФЛ отсутствует минимальный необлагаемый минимум заработной платы и прогрессивный порядок налогообложения, позволяющий изымать сверхдоходы и существенно пополнять бюджет страны. Т.е., учитывая регрессивный характер страховых взносов и плоскую шкалу налогообложения НДФЛ, граждане со сверхдоходами практически освобождаются от уплаты социальных налогов, что создает чрезмерную нагрузку по социальным обязательствам на государство.
Помимо налогов, источником финансирования системы социальной защиты населения могут служить и благотворительные фонды или благотворительные инициативы организаций и предприятий, деятельность которых возможно стимулировать налоговыми преференциями.
Говоря о благотворительности, остановимся на социальной ответственности бизнеса, как источнике развития социально-экономических основ общества, т.е. единых ценностей во взаимоотношениях компании с работниками и внешней средой. Безусловно, государство заинтересовано в ориентации предпринимательства на долгосрочные социально ответственные программы, которая может рассматриваться в качестве дополнительного метода смягчения социальных различий и обеспечения социальной защищенности граждан. Становлению корпоративной социальной ответственности, помимо государства, должно способствовать общество, для чего необходимо разработать механизмы эффективного взаимодействия всех заинтересованных сторон. Инструментом определения качества социальной ответственности предпринимательства может выступать социальный аудит.
Вернемся к налоговому воздействию на систему социальной защиты граждан. Помимо страховых взносов, определенную роль в финансировании социальной защиты граждан имеет налог на прибыль организаций (ставка 20 %), поскольку служит одним из основных источников пополнения доходной части федерального (2%) и, в основном, регионального (18%) бюджета, который, в свою очередь, обеспечивает многие социальные расходы.
Результатом изменений в налоговом законодательстве, увеличившем поступления в бюджеты субъектов РФ и вместе с этим региональным бюджетам были делегированы полномочия по исполнению социальных обязательств государства, произошло перераспределение ролей между федеральным и региональными бюджетами в сторону увеличения роли региональных бюджетов в реализации социальной политики государства. Этот вывод подтверждают данные статистики: увеличиваются расходы консолидированных бюджетов субъектов РФ на социальные мероприятия в течение последних лет (за 5 лет в 1,86 раза), причем доля расходов в денежной форме постоянно повышается по сравнению с натуральной (2008 г. – 55,31%; 2009 г. – 59,18%; 2010 г. – 69,24%; 2011 г. – 69,36%; 2012 г. – 70,23%).
По оценке Федерального казначейства и Росстата с 2008 по 2012 годы
финансирование социальной защиты ежегодно возрастало на 20-30%, существенно обгоняя по темпам роста и расходы бюджетной системы в целом, и остальные социальные направления. В 2009-2010 годах такую динамику обеспечили возросшие объемы трансфертов из федерального бюджета, необходимых для масштабного увеличения пенсионных выплат («валоризация пенсий», федеральная социальная доплата к пенсии) и обеспечения сбалансированности бюджета Пенсионного фонда. С 2013 года в целом по стране приток финансирования в социальные отрасли стал менее интенсивным, особенно в здравоохранении, где темпы прироста расходов были ниже уровня инфляции. Наиболее резко «затормозил» свои социальные расходы федеральный бюджет: за последние два года объем этой компоненты в нем уменьшился на 9%. По отдельным направлениям годовая динамика разная: в социальной защите отрицательные приросты мы наблюдаем уже в течение двух лет, а в здравоохранении и образовании видны колебания от «плюсовой» до «минусовой» зоны.
Но устойчивого роста больше нет нигде.
Рассмотрим влияние уровня безработицы на финансирование системы социальной защиты граждан. Критическое повышение количества безработных приводит к снижению результативности социальной защиты, поскольку, помимо снижения налоговых поступлений на фонд оплаты труда, приведет к росту социальной нагрузки на бюджет (увеличение выплат пособий по безработице и нуждаемости в других социальных гарантиях и помощи). Кроме того, снизится потребление безработными товаров и услуг, что, в свою очередь, окажет негативное влияние на экономику страны, т.е. приведет к сокращению ВВП и сократит поступление косвенных налогов в бюджет.
Эта схема действенная только в случае, когда поступления в государственный бюджет от налогов и обязательных платежей имеют довольно большую долю в структуре доходной части бюджета, и не работает в отношении стран, экономика которых не ориентирована на сферу материального производства.
Рассмотрим структуру доходной части бюджета РФ в 2014 году . По данным Федерального Казначейства, структура доходной части бюджеты выглядит следующим образом (см. таблицу 1).
Таким образом, поступления в бюджет от добычи и продажи ресурсов в России в 2014 году составили 37,69% против 58,1% годом ранее. Это свидетельствует о том, что показатель уровня безработицы в нашей стране практически не влияет на размеры финансирования социальной защиты в России. Тем не менее обратная связь существует: система социальной защиты россиян предназначена для защиты нуждающихся в условиях рынка, в т.ч. и безработных. Уровень безработицы в декабре 2015г. составил 5,8% против 5,2 % годом ранее: уровень безработицы в течение последних лет мало растет при постоянном снижении ВВП и инвестиций, что подтверждает правильность моего вывода.
Таблица 1 – Фактическое исполнение доходной части Федерального бюджета РФ на 01.01.2015. Структура доходов федерального бюджета в 2014 году
Виды доходов | млрд. руб | % к ВВП |
Всего доходов | 14 496,8 | 18,03 |
Доходы от внешнеэкономической деятельности | 5 463,4 | 6,79 |
Налоги, сборы и регулярные платежи за пользование природными ресурсами | 2 884,6 | 3,59 |
2 702,2 | 3,36 | |
Налоги на товары (работы, услуги), реализуемые на территории российской федерации | 1 821,8 | 2,26 |
Доходы от использования имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности | 445,6 | 0,45 |
Прочее | 1 179,2 | 1,47 |
Проанализируем степень нуждаемости граждан, имеющих низкие доходы. Доля населения, имеющего доходы ниже прожиточного уровня в динамике за последние годы составляет:
2009 г. – 13 %,
2010 г. – 12,5 %,
2011 г. – 12,7 %,
2012 г. – 11 %,
2014 г. – 8,1 %,
2015 г. – 13,3 %.
Таким образом, в случае уменьшения числа граждан, нуждающихся в социальной защите, возможно сокращение ее финансирования. С другой стороны, сокращается (или практически не изменяется с учетом мигрантов) население трудоспособного возраста, финансирующее своими взносами систему социальной защиты страны:
2009 г. – 63,0 %,
2010 г. – 62,4 %,
2011 г. – 61,8 %,
2012 г. – 61,2 %,
2015 г. – 53 %.
Судя по структуре населения, эта тенденция будет сохраняться в течение ближайших 10 лет, поскольку, по данным статистики, доля детей в эти же годы невелика.
При этом мы видим тенденцию к увеличению процента граждан трудоспособного возраста среди неимущих при сохранении (по оценкам Госкомстата) доли безработных на уровне 2003 года, исключая 2015 г.: данные приведены в табл 2.
Оценивая степень финансирования граждан, нуждающихся в социальной защите, остановимся на распределении общего объема денежных доходов населения, представленной в табл.3.
Таблица 2 – Доля малоимущего населения, %
2002 | 2005 | 2010 | 2011 | 2012 | 2015 | |
Экономически активное население | 61,2 | 60,2 | 64,9 | 65,6 | 65.5 | 65,3 |
из них безработные | 2,4 | 1,9 | 3,9 | 2,5 | 2,3 | 5,8 |
Таблица 3 – Сравнение денежных доходов населения: с наименьшими и наибольшими доходами
Первая группа, % (с наименьшими доходами населения) | Пятая группа, % (с наибольшими доходами населения) |
Децильный коэффициент |
|
1995 г. | 6,11 | 46,3 | 13,5 |
2000 г. | 5,9 | 46,7 | 13,9 |
2005 г. | 5,4 | 46,7 | 15,2 |
2010 г. | 5,2 | 47,7 | 16,6 |
2012 г. | 5,2 | 47,6 | 16,4 |
2014 г. | 5,2 | 47,4 | 16,0 |
2015 г. | 5,3 | 47,0 | 15,5 |
В последние два года сокращаются абсолютные расходы на здравоохранение и снижается доля расходов консолидированного бюджета РФ на образование по отношению к ВВП.
Но в сравнении с развитыми странами в 2010 г. расходы на образование (РФ – 5,2 % от ВВП) были сопоставимы с Японией, но значительно меньше, чем в Дании (7,9 %), Израиле (7,1 %), США(7,2 %).
Со здравоохранением дела обстоят значительно хуже: расходы РФ сопоставимы с Марокко, Китаем, Таджикистаном. Россия (доля расходов в ВВП 4,2 %) тратит менее, чем в два раза меньше на здоровье своих граждан, чем Франция (11 %), Швейцария (10,8 %), Германия (10,4 %), США (16 %).
Анализируя результативность системы социальной защиты, например, в области образования или здравоохранения, помимо количественных показателей – число койко-мест в стационарах на 100000 населения (512), врачей на 100000 населения (350), необходимо использовать и качественные показатели с целью определения эффективности произведенных расходов. Существуют цифры по внутриотраслевой отчетности, но данных по ней нет в открытом доступе.
Поэтому проведем экспертный анализ. На основе экспертных оценок был проведен логико-экономический анализ, в результате которого были отобраны 15 факторов, влияющих на финансирование современной системы социальной защиты граждан Российской Федерации:
- Направленность государственной социальной политики.
- Законодательное закрепление основных положений социальной защиты.
- Текущее состояние экономики, определяющее уровень социальных расходов государства.
- Выбор модели социальной защиты.
- Демографическая ситуация в стране.
- Уровень стратификации общества.
- Развитость страхового рынка в стране.
- Степень развития фондового рынка и его инструментов.
- Эффективность финансового механизма системы социальной защиты населения.
- Степень инвестиционной привлекательности элементов социальной защиты.
- Развитие негосударственной системы социальной защиты.
- Особенности социально-трудовых отношений.
- Распределение ответственности по бюджетным уровням.
- Бюджетно-налоговое регулирование социальной защиты.
- Количество субъектов социальной защиты.
В результате оценки ответов 100 экспертов автором была построена гистограмма распределения сумм рангов, показывающая степень влияния того или иного фактора на финансирование системы социальной защиты граждан Российской Федерации.
На основании полученных данных все факторы были разбиты на три группы по степени их влияния на финансирование системы социальной защиты (см.рис.1).
Рис.1 – Гистограмма распределения сумм рангов факторов, оказывающих влияние на финансирование системы социальной защиты РФ
Все эти факторы были разбиты на три группы значимости в соответствии со степенью влияния на рассматриваемый результат:
В первой группе (наибольшая значимость) приоритеты были расставлены следующим образом:
- Направленность государственной социальной политики – 1461 балл.
- Текущее состояние экономики, определяющее уровень социальных расходов государства – 1456 баллов.
- Эффективность финансового механизма системы социальной защиты населения – 1418 баллов.
- Законодательное закрепление основных положений социальной защиты – 1356 баллов.
- Уровень стратификации общества – 1234 балла.
Во второй группе (группа факторов достаточной значимости) приоритеты выглядели следующим образом:
- Особенности социально-трудовых отношений – 1098 баллов.
- Выбор модели социальной защиты – 958 баллов.
- Демографическая ситуация в стране – 864 балла.
- Распределение ответственности по бюджетным уровням – 671 балл.
- Бюджетно-налоговое регулирование социальной защиты – 448 баллов.
К третьей группе (ограниченно значимые факторы) эксперты отнесли следующие в порядке убывания:
- Количество субъектов социальной защиты – 327 баллов.
- Развитие негосударственной системы социальной защиты – 269 баллов.
- Развитость страхового рынка – 168 баллов.
- Степень инвестиционной привлекательности элементов социальной защиты – 149 баллов.
- Степень развития фондового рынка и его инструментов – 123 балла.
Полученные результаты априорного ранжирования факторов, оказывающих влияние на финансирование системы социальной защиты граждан, подтвердили первоочередное влияние факторов политической воли, приоритетов государства и состояния экономики страны.
http://taxpravo.ru/analitika/statya-142046-chego_mojno_ojidat_ot_progressivnoy_shkalyi_ndfl
Зубаревич Н.Е., Горина Е.А. Социальные расходы в России: федеральный и региснальные бюджеты. – М.: НИУ ВШЭ, 2015, 63 с.
Http://info.minfin.ru/fbdohod.php
Http://www.gks.ru/bgd/free/b04_03/IssWWW.exe/Stg/d03/36.htm, процент ВВП рассчитан автором.
РИА Новости http://ria.ru/go_info/20111103/479443657.html
Данные Госкомстата РФ 2013 года.
Литература
- Интернет-сайт Государственного комитета по статистике gks.ru/
- Интернет-сайт Министерства финансов РФ http://minfin.ru/ru/
- Интернет-сайт Российский налоговый портал http://taxpravo.ru/analitika/statya-142046-chego_mojno_ojidat_ot_progressivnoy_shkalyi_ndfl
- Зубаревич Н.Е., Горина Е.А. Социальные расходы в России: федеральный и региональные бюджеты. – М.: НИУ ВШЭ, 2015, 63 с.
- Интернет-сайт РИА Новости http://ria.ru/go_info/20111103/479443657.html
- Павлова И.В. Модернизация системы социальной защиты граждан России: необходимость и возможные направления. – Диссертация на соискание ученой степени доктора экономических наук. М, 2014, 298 с.
References
- Website of the State committee according to the statistics www.gks.ru/
- Website of the Ministry of Finance of the Russian Federation http://minfin.ru/ru/
- Website Russian tax http://taxpravo.ru/analitika/statya-142046-chego_mojno_ojidat_ot_progressivnoy_shkalyi_ndfl portal
- Zubarevich N. E., Gorina E.A. Social expenses in Russia: federal and regional budgets. – M.: Higher School of Economics National Research University, 2015, 63 p.
- Website of RIA Novosti http://ria.ru/go_info/20111103/479443657.html
- Pavlova I.V. Upgrade of system of social protection of citizens of Russia: need and possible directions. – The thesis for degree of the Doctor of Economics. M, 2014, 298 p.
Отметим, что источниками финансирования социальной защиты населения являются различные государственные внебюджетные социальные фонды, такие как Фонд социального страхования, Государственный фонд занятости населения, Пенсионный фонд, Фонд обязательного медицинского страхования.
Например, Фонд социального страхования Российской Федерации представляет собой специализированное финансово-кредитное учреждение, которое относится к Правительству Российской Федерации. Наиважнейшей задачей Фонда социального страхования является обеспечение гарантированных государством пособий по временной нетрудоспособности, беременности и родам, при рождении ребенка, по уходу за ребенком до достижения полутора лет, на погребение, на санаторно-курортное лечение и оздоровление работников и членов их семей. Сулейманова, Г.В. Право социального обеспечения: учебник. - изд. Ростов - на - Дону, 2013.
Пенсионный фонд Российской Федерации образован в целях государственного управления финансами пенсионного обеспечения в России. Пенсионный фонд России представляет собой самостоятельное финансово-кредитное учреждение и находится в ведении Правительства Российской Федерации и подотчетен ему. Следует отметить, что средства Пенсионного фонда России формируются за счет следующих моментов:
Различных страховых взносов работодателей;
Страховых взносов граждан, которые занимаются индивидуальной предпринимательской деятельностью;
Страховых взносов других категорий граждан, которые работают;
Разнообразных ассигнований из федерального бюджета и др. Сыроватская Л.А. Трудовое право: учебник/ Сыроватская Л.А. - изд. Москва, 2012.
Отметим, что тариф страховых взносов в Пенсионный фонд России обусловлен Федеральным законодательством Российской Федерации.
Рассмотрим другой орган, такой, как Фонд занятости, который представляет собой государственный внебюджетный фонд Российской Федерации, который предназначен для финансирования мероприятий, которые связаны с разработкой и реализацией определенной государственной политики занятости населения. Названный орган не является юридическим лицом и находится непосредственно в оперативном управлении и распоряжении органов службы занятости.
Фонд занятости формируется за определенных счет поступлений, таких как:
Обязательных страховых взносов разнообразных работодателей;
Обязательных страховых взносов с заработка работающих граждан;
Многообразных ассигнований, производимых из федерального бюджета России. Пашин Н.П. Занятость и безработица: учебник/ - изд. Москва, 2010.
Поступившие средства Фонда занятости направляются на разнообразные мероприятия по профориентации, профессиональной подготовке и переподготовке безработных граждан; организацию общественных работ; выплату пособий по безработице, компенсаций; а также оказание материальной и другой помощи.
Фонд обязательного медицинского страхования является единой системой фондов обязательного медицинского страхования, которая состоит из федерального и территориального Фондов обязательного медицинского страхования, расположенных в субъектах Федерации. Данные фонды созданы для непосредственного выполнения Закона Российской Федерации "О медицинском страховании граждан в Российской Федерации" и реализации определенной государственной политики в сфере обязательного медицинского страхования как некоторой составной части государственного социального страхования.
Отметим также, что Фонды социальной поддержки населения представляют собой один из основных источников финансовых средств для осуществления конкретного вида деятельности по социальному обслуживанию населения Зущина, Г.М., Султанова Р.М. Занятость и безработица на рынке труда России: учебник/ - изд. Москва, 2011.
Все данные самостоятельные государственные учреждения, которые созданы для формирования разнообразных финансовых источников социальной поддержки наиболее нуждающихся граждан, а также оказания адресной социальной защиты малообеспеченным группам населения. Так, система Фондов социальной поддержки населения состоит из Республиканского и территориальных фондов.
Министерство труда и социального развития обуславливает и определяет наиважнейшие направления расходования средств данного фонда. На территории субъектов Российской Федерации Фонды поддержки населения действуют под руководством органов исполнительной власти и органов социальной защиты населения. Мачульская,.Е., Горбачева Ж.А. Право социального обеспечения учебник/ Мачульская, Е.Е., Горбачева Ж.А. - изд. Москва, 2011.
Прямое право на получение помощи из Фонда социальной поддержки населения предоставлено особо нуждающимся категориям граждан России, таким, как, например, пенсионерам, инвалидам, лицам, которые имеют иждивенцев, иным нетрудоспособным гражданам, у которых совокупный среднедушевой доход не превышает минимума, установленного на региональном уровне.
Все средства Фондов социальной поддержки населения непосредственно расходуются на дополнительное финансирование мероприятий по следующим основным направлениям:
предоставление конкретной натуральной помощи в виде предметов первой необходимости бесплатно либо по определенным льготным ценам;
Оказание разнообразных социальных услуг;
Определенная организация бесплатного питания;
Предоставление различных дотаций на приобретение разнообразных лекарств, протезно-ортопедических изделий, на оплату коммунальных и бытовых услуг;
Обеспечение ночного проживания бездомных граждан;
Создание различных собственных предприятий;
Содействие в предоставлении кредитов
Следует особо отметить, что Правительство Российской Федерации целенаправленно содействует интенсивному развитию негосударственных систем пенсионного обеспечения. Так, в соответствии с Указом Президента России "О негосударственных пенсионных фондах" негосударственный пенсионный фонд представляет собой социально-финансовую некоммерческую организацию, которая осуществляет определенную деятельность по формированию активов посредством привлечения добровольных целевых денежных взносов юридических и физических лиц, передачу данных средств компании по управлению активами негосударственного пенсионного фонда, осуществлению пожизненных либо в течение достаточно длительного периода регулярных выплат гражданам в непосредственно денежной форме, а также иных действий по выполнению социальных обязательств перед гражданами. Власов, В.И. Комментарий к Закону Российской Федерации О занятости населения в Российской Федерации: учебник Власов, В.И. - изд. Москва, 2010.
Государство как основной субъект социальной работы осуществляет управляющее воздействие на экономику социальной сферы при помощи финансовой политики.
Финансы в социальной работе - важнейшая составная часть всей финансовой системы государства. Это система предоставления, организации и расходования средств в социальной сфере.
Основные функции финансирования следующие: распределительная, стимулирующая, контролирующая.
Их реализация в социальной сфере осуществляется на основе принципов:
1) Принцип использования всех финансово-экономических факторов для повышения уровня социальной защиты и формирования социальных фондов.
2) Принцип социального реагирования предполагает пересмотр социальных нормативов в выделении денежных средств в связи с инфляцией, ростом стоимости жизни, повышением стоимости бюджета прожиточного минимума, изменением уровня занятости трудоспособного населения.
3) Принцип выборочного подхода при определении размеров социальной помощи в зависимости от региона и местных условий.
4) Принцип самостоятельности местных органов власти в накоплении и использовании средств в соответствии с законодательством.
5) Учет государственных минимальных стандартов, в пределах которых должны выделяться средства по основным социальным позициям (уровень жизни, наука, культура, образование, медицина, экология).
6) Преимущество социальной сферы при распределении дополнительных бюджетных доходов.
Финансирование мероприятий по социальной защите населения осуществляется из различных источников:
I. Государственный бюджет, в том числе:
Федеральный бюджет;
Бюджеты субъектов федерации (республик, краев, автономных областей и др.);
Муниципальные бюджеты.
II. Государственные внебюджетные фонды, в том числе:
Пенсионный фонд;
Фонд социального страхования;
Фонд обязательного медицинского страхования;
Фонд занятости;
Республиканский (федеральный) и территориальные фонды социальной поддержки населения.
III. Негосударственные источники финансирования (частные и общественные благотворительные фонды и др.).
Таблица №26
Расходы бюджетной системы РФ на социально-культурные мероприятия*
Млрд. руб. |
Млрд. руб. |
Млрд. руб. |
||||
Консолидированный бюджет |
||||||
Расходы - всего |
||||||
в том числе на: |
||||||
образование |
||||||
социальную политику |
||||||
Федеральный бюджет |
||||||
Расходы - всего |
||||||
в том числе на: |
||||||
образование |
||||||
культуру, искусство кинематографию |
||||||
здравоохранение и физическую культуру |
||||||
социальную политику |
||||||
Бюджет субъектов РФ |
||||||
Расходы - всего |
||||||
в том числе на: |
||||||
образование |
||||||
культуру, искусство кинематографию |
||||||
здравоохранение и физическую культуру |
||||||
социальную политику |
*по данным Минфина России.
В переходной экономике расходы бюджета на социальные нужды имеют особое значение. Это связано прежде всего с тем, что в этот период происходит резкое падение уровня жизни населения из-за инфляции, а также реальных доходов основной массы населения.
Важную роль в формировании финансовых источников социальной поддержки населения и особенно наиболее нуждающихся граждан играет созданный в 1992 г. Республиканский (федеральный) фонд социальной поддержки населения, обеспечивающий дополнительное сверхбюджетное финансирование федеральных и республиканских целевых программ по социальной поддержке граждан.
Средства республиканского (федерального) и территориальных фондов расходуются на:
Предоставление помощи в виде предметов первой необходимости (одежды, обуви, питания) бесплатно или по льготным ценам;
Предоставление дотаций на приобретение лекарств;
Оплату коммунальных услуг;
Обеспечение ночного проживания бездомных граждан;
Создание дополнительных рабочих мест для граждан с ограниченной трудоспособностью и другие мероприятия.
За счет средств Республиканского фонда социальной поддержки населения финансируются программы многих регионов России по оказанию помощи многодетным и малообеспеченным семьям, детям-сиротам, детям-инвалидам.
Государственная система социальной защиты населения в значительной мере подкрепляется местными ресурсами. Основным источником формирования бюджетов всех уровней, особенно местных бюджетов, являются налоги.
Налоги - это обязательные сборы, взимаемые государством с хозяйствующих субъектов и граждан по ставке, устанавливаемой в законодательном порядке.
Бюджетную систему РФ «питают» 44 вида налогов, сборов и других платежей. Кроме того, существует около 20 государственных внебюджетных фондов, доходная часть которых формируется за счет целевых отчислений.
Три пятых общей суммы отчислений во внебюджетные фонды составляют отчисления в социальные фонды. Внебюджетные фонды социального назначения формируются по тарифам страховых взносов, определяемых законами. Так, законом от 21 декабря 1995 г. «О тарифах страховых взносов в Пенсионный фонд РФ, Фонд социального страхования РФ, Государственный фонд занятости населения РФ и фонды обязательного медицинского страхования РФ на 1996 год», определены ставки платежей (начисления на фонд оплаты труда):
В Пенсионный фонд - 28% для работодателей-организаций, а для занятых в производстве сельскохозяйственной продукции - в размере 20,6% выплат; для индивидуальных предпринимателей - в размере 5% полученного от их деятельности дохода; для граждан, использующих труд наемных работников в личном хозяйстве, - 28%, а для работающих граждан - в размере 1% от указанных выплат;
В Фонд социального страхования страховые взносы начисляются на все виды оплаты труда в размере 5,4%, за исключением определенных п. 15 Положения о Фонде социального страхования РФ, а именно: компенсации за неиспользованный отпуск, выходное пособие при увольнении, выплаты в возмещение ущерба и в качестве материальной помощи, выплаты в виде поощрения и т.п.;
В Фонд занятости населения - в размере 1%;
В Фонд обязательного медицинского страхования - 3,6% к начисленной оплате труда, кроме выплат в качестве компенсации за неиспользованный отпуск, выходного пособия при увольнении, стоимости рациона бесплатного питания, спецодежды, стоимости путевок, дивидендов на акции и др.
Сущность налогов состоит в изъятии государством в свою пользу определенной части валового внутреннего продукта в виде обязательного взноса. В рыночной экономике налоги выполняют столь важную роль, что без хорошо налаженной, четко действующей налоговой системы, отвечающей условиям развития общественного производства, невозможна не только эффективная рыночная экономика, но и эффективная социальная поддержка неимущих слоев населения.
Однако вернемся к источникам финансирования социальной защиты населения.
Необходимо отметить, что существует определенное разграничение полномочий между федеральными и региональными органами власти в финансировании системы социальной защиты населения и в целом социальной сферы.
Так, федеральные органы власти:
Устанавливают единую систему гарантий в области пенсионного обеспечения, пособий, оплаты труда, медицинского обслуживания, образования, культуры;
Формируют внебюджетные государственные фонды: пенсионный фонд; фонд занятости населения; фонд обязательного медицинского страхования; фонд социальной поддержки населения;
Финансируют объекты социальной инфраструктуры, находящиеся в федеральном ведении;
Определяют условия и порядок компенсации денежных доходов населения в связи с инфляцией.
В полномочия региональных и местных органов власти входят:
С учетом местных условий разработка и реализация региональных социальных программ, изыскание возможностей для повышения минимальных гарантий, установленных на федеральном уровне;
Определение и реализация порядка обеспечения социальной поддержки слабозащищенных слоев населения, создание условий для деятельности благотворительных организаций и общественных фондов; обеспечение функционирования учреждений социальной инфраструктуры, находящихся в ведении местных органов власти.
Следует отметить, что с помощью государственного механизма распределения финансов более сильные регионы помогают более слабым. В 1994 г. в составе федерального бюджета был создан Фонд финансовой поддержки регионов.
Перечисления из этого фонда могут идти по двум каналам:
В виде трансфертов (денежной помощи, оказываемой из федерального бюджета);
В виде субвенций, направленных на финансирование федеральных программ для выравнивания уровня социально-экономического развития регионов.
Фонд финансовой поддержки субъектов Российской Федерации формируется за счет 15% всех налоговых поступлений в бюджет, исключая ввозные таможенные пошлины.
Трансферты не имеют целевого назначения. Они передаются администрации соответствующего субъекта, которая тратит выделенные средства по своему усмотрению
Проводимая бюджетная политика еще не привела к выравниванию реального положения субъектов Федерации в бюджетной системе страны. Около 10 регионов-доноров содержат все другие регионы. При распределении финансовых потоков между уровнями бюджетной системы часто нарушаются принципы расчетного регулирования, сохраняются привилегии и льготы некоторым регионам.
Все более важным дополнительным источником финансирования социальной сферы становятся негосударственные фонды. Их средства формируются за счет:
Взносов учредителей благотворительных организаций;
Членских взносов (для благотворительных организаций, основанных на членстве);
Благотворительных пожертвований, предоставляемых гражданами и юридическими лицами в денежной или натуральной форме;
Доходов от внереализационных операций, включая доходы от ценных бумаг;
Поступлений от деятельности по привлечению ресурсов (развлекательных, культурных, спортивных мероприятий, кампаний по сбору благотворительных пожертвований, проведения благотворительных лотерей и аукционов, реализации имущества и пожертвований, поступивших от благотворителей, в соответствии с их пожеланиями и др.);
Доходов от разрешенной законом предпринимательской деятельности;
Поступлений от бюджетов всех уровней и внебюджетных фондов;
Доходов от деятельности хозяйственных обществ, учрежденных благотворительной организацией;
Труда добровольцев;
Иных, не запрещенных законом источников.
Деятельность фондов благотворительных организаций строится на основе закона «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях» от 11 августа 1995 г. № 135-ФЗ.
Уже в 1991 г., после выхода закона об общественных объединениях, начало активно развиваться общественное движение, в том числе благотворительность и милосердие.
Характерно, что в рыночной экономике развитых стран благотворительные организации входят в так называемый «третий сектор» экономики наряду с коммерческим и государственным секторами. Его доля в валовом национальном продукте США, например, составляет 4%. Основные средства благотворительные организации получают не за счет пожертвований (они составляют 3-5% их бюджета), а от государства. Почти половину их бюджета составляет государственное финансирование. Государство финансирует благотворительные организации в основном через систему контрактов. При этом активно привлекаются местные ресурсы, обеспечиваются более экономное расходование средств и высокая результативность.
В РФ в настоящее время действует более 500 благотворительных организаций. Большая часть из них занимается оказанием помощи инвалидам, многодетным и неполным семьям. Так как эти организации не располагают большим бюджетом их деятельность направлена на социальную поддержку, социально-культурные программы
Система финансирования социальной сферы в период формирования рыночных отношений не лишена многих недостатков и нуждается в решении многих проблем.
Так, управление расходованием ограниченных финансовых ресурсов, направляемых на социальную защиту, находится в ведении различных министерств и комитетов и не всегда может быть скоординировано на конечную цель. Не разработана эффективность расходования выделяемых средств. Законодательно не защищены статьи бюджетов по обеспечению государственных социальных гарантий. Имеют место и другие проблемы.
Таким образом, для развития и успешного функционирования системы социальной защиты необходимо дальнейшее совершенствование принципов и практики ее финансирования.
2.1.1. Источники финансирования социальной защиты населения. Негосударственные пенсионные фонды.
Источниками финансирования социальной защиты населения являются государственные внебюджетные социальные фонды: Фонд социального страхования, Пенсионный фонд, Государственный фонд занятости населения, Фонд обязательного медицинского стра-хования.
Фонд социального страхования Российской Федерации -- специа-лизированное финансово-кредитное учреждение при Правитель-стве Российской Федерации. Основная задача Фонда социально-го страхования -- обеспечение гарантированных государством по-собий по временной нетрудоспособности, беременности и родам, при рождении ребенка, по уходу за ребенком до достижения по-лутора лет, на погребение, на санаторно-курортное лечение и оздоровление работников и членов их семей.
Пенсионный фонд Российской Федерации образован постановле-нием Верховного Совета РСФСР от 22.12.90 г. в целях государ-ственного управления финансами пенсионного обеспечения в Рос-сийской Федерации . Пенсионный фонд России является самосто-ятельным финансово-кредитным учреждением и находится в ве-дении Правительства Российской Федерации и ему подотчетен. Средства Пенсионного фонда России формируются за счет:
страховых взносов работодателей;
страховых взносов граждан, занимающихся индивидуальной предпринимательской деятельностью;
страховых взносов иных категорий работающих граждан;
ассигнований из федерального бюджета и др.
Тариф страховых взносов в Пенсионный фонд России опреде-ляется Федеральным законом Российской Федерации.
Фонд занятости -- государственный внебюджетный фонд Рос-сийской Федерации, предназначенный для финансирования ме-роприятий, связанных с разработкой и реализацией государствен-ной политики занятости населения.
Фонд занятости не является юридическим лицом и находится в оперативном управлении и распоряжении органов службы занятости.
Фонд занятости образуется за счет следующих поступлений:
обязательных страховых взносов работодателей;
обязательных страховых взносов с заработка работающих;
ассигнований из федерального бюджета Российской Феде-рации.
Средства Фонда занятости направляются на мероприятия по профориентации, профессиональной подготовке и переподготовке безработных граждан; организацию общественных работ; вы-плату пособий по безработице, компенсаций; оказание матери-альной и иной помощи.
Фонд обязательного медицинского страхования представляет из себя систему фондов обязательного медицинского страхования, состоящую из федерального и территориального Фондов обяза-тельного медицинского страхования в субъектах Федерации. Эти фонды созданы для выполнения Закона Российской Федерации «О медицинском страховании граждан в Российской Федерации» и реализации государственной политики в области обязательного медицинского страхования как составной части государственного социального страхования.
Страховой тариф взносов на обязательное медицинское стра-хование, уплачиваемых работодателями и иными плательщиками, определяется Федеральным законом Российской Федерации.
Фонды социальной поддержки населения -- это один из источни-ков финансовых средств для осуществления деятельности по со-циальному обслуживанию населения.
Это самостоятельные государственные учреждения, созданные с целью формирования финансовых источников социальной под-держки наиболее нуждающихся граждан, оказания адресной со-циальной защиты малообеспеченным группам населения.
Система Фондов социальной поддержки населения состоит из Республиканского (Федерального) и территориальных фондов.
Министерство труда и социального развития определяет основ-ные направления расходования средств этого фонда. На террито-рии субъектов Российской Федерации Фонды поддержки населе-ния действуют под руководством органов исполнительной власти и органов социальной защиты населения.
Право на получение помощи из Фонда социальной поддержки населения предоставлено особо нуждающимся пенсионерам, ин-валидам, лицам, имеющим иждивенцев, другим нетрудоспособ-ным гражданам, у которых совокупный среднедушевой доход не превышает установленного на региональном уровне минимума.
Средства Фондов социальной поддержки населения расходу-ются на дополнительное (сверхбюджетное) финансирование ме-роприятий по следующим направлениям:
предоставление натуральной помощи в виде предметов пер-вой необходимости (продуктов питания, одежды, обуви) бесплатно или по льготным ценам;
оказание социальных услуг, в том числе и на дому;
организация бесплатного питания;
предоставление дотаций на приобретение лекарств, протез-но-ортопедических изделий, на оплату коммунальных и бытовых услуг;
обеспечение ночного проживания бездомных граждан;
создание собственных предприятий;
содействие в предоставлении кредитов и прочее.
Правительство Российской Федерации содействует развитию негосударственных систем пенсионного обеспечения. В соответствии с Указом Президента Российской Федерации «О негосударствен-ных пенсионных фондах» негосударственный пенсионный фонд -- социально-финансовая некоммерческая организация, осуществ-ляющая деятельность по формированию активов путем привлече-ния добровольных целевых денежных взносов юридических и фи-зических лиц, передачу этих средств компании по управлению активами негосударственного пенсионного фонда, осуществлению пожизненных или в течение длительного периода регулярных вып-лат гражданам в денежной форме, а также других действий по выполнению социальных обязательств перед гражданами.
Негосударственные пенсионные фонды действуют независимо от системы государственного пенсионного обеспечения. Выплата из этих фондов осуществляется наряду с выплатами государственных пенсий. Перечисление работодателями и работниками средств в негосударственные пенсионные фонды не освобождает их от обя-занности производить обязательные отчисления в государствен-ный Пенсионный фонд и другие внебюджетные фонды.
Размер, условия и порядок внесения взносов и осуществления выплат определяются соглашением между негосударственным пен-сионным фондом и страхователем.
Так как данная социальная услуга является региональной, то источниками оказания адресной социальной помощи являются средства областного бюджета. Размер АСП фактически не установлен, т.е. нет какого либо определенного размера выплаты...
Адресная социальная помощь в Тюменской области
социальный помощь финансирование спор Предоставление государственной услуги адресной социальной помощи осуществляется департаментом социального развития Тюменской области, территориальными управлениями социальной защиты населения...
Анализ социальной деятельности социальной службы
Негосударственные пенсионные фонды в РФ
В настоящее время в России действуют государственный пенсионный фонд (ПФРФ) и негосударственные пенсионные фонды (НПФ). Пенсионный фонд Российской Федерации - государственный внебюджетный целевой фонд...
Особенности управления социальной защиты населения и определение направления ее совершенствования
Региональная модель системы социальной защиты населения на примере ЕАО
Стоит особо остановиться на практических шагах в реализации приоритетных национальных проектов в таких областях, как здравоохранение, образование, жилье, которые явно демонстрируют курс Правительства на инвестиции в человека. Во-первых...
Региональные системы управления социальной работой
К основным принципам финансирования социальной работы на региональном и местном уровне можно отнести следующие: - принцип использования финансово-экономических факторов для повышения уровня социальной защиты и формирования социальных...
Система социальной защиты - это сфера жизненно важных интересов населения. Ее качественные и количественные характеристики свидетельствуют об уровне социального и экономического развития государства и общества...
Социальная защита населения в Республике Беларусь
Основным источником финансирования территориальных центров социального обслуживания являются средства местных бюджетов, в разных регионах на их долю в последние годы приходилось от 75 до 97 % общего объема финансирования...
Социальная защита представляет собой совокупность правовых норм, которые призваны для решения определенных экономических и социальных проблем. Деятельность социальной защиты направлена на установленную законодательством категорию граждан...
Социальная защита населения в Российской Федерации
социальный работа пожилой сельский Управление социальной защиты населения Ивановского муниципального района Ростовской области является отраслевым органом местного самоуправления администрации Ивановского муниципального района...
Социальные гарантии и компенсации членов семей военнослужащих, проходящих военную службу по контракту
Социальная защита военнослужащих и членов их семей является одним из важнейших аспектов изучения социального института, который позволит выявить взаимосвязанные элементы организационной структуры общества, определяющие форму...
Источниками финансирования социальной защиты населения являются государственные внебюджетные социальные фонды: Фонд социального страхования, Пенсионный фонд, Государственный фонд занятости населения, Фонд обязательного медицинского страхования.
Фонд социального страхования Российской Федерации - специализированное финансово-кредитное учреждение при Правительстве Российской Федерации. Основная задача Фонда социального страхования - обеспечение гарантированных государством пособий по временной нетрудоспособности, беременности и родам, при рождении ребенка, по уходу за ребенком до достижения полутора лет, на погребение, на санаторно-курортное лечение и оздоровление работников и членов их семей. РЕКОМЕНДУЕМ! Магазин подарков "Чудо-подарок" https://www.4ydo-podarok.ru/ .
Пенсионный фонд Российской Федерации образован постановлением Верховного Совета РСФСР от 22.12.90 г. в целях государственного управления финансами пенсионного обеспечения в Российской Федерации . Пенсионный фонд России является самостоятельным финансово-кредитным учреждением и находится в ведении Правительства Российской Федерации и ему подотчетен. Средства Пенсионного фонда России формируются за счет:
Страховых взносов работодателей;
Страховых взносов граждан, занимающихся индивидуальной предпринимательской деятельностью;
Страховых взносов иных категорий работающих граждан;
Ассигнований из федерального бюджета и др.
Тариф страховых взносов в Пенсионный фонд России определяется Федеральным законом Российской Федерации.
Фонд занятости - государственный внебюджетный фонд Российской Федерации, предназначенный для финансирования мероприятий, связанных с разработкой и реализацией государственной политики занятости населения.
Фонд занятости не является юридическим лицом и находится в оперативном управлении и распоряжении органов службы занятости.
Фонд занятости образуется за счет следующих поступлений:
Обязательных страховых взносов работодателей;
Обязательных страховых взносов с заработка работающих;
Ассигнований из федерального бюджета Российской Федерации.
Средства Фонда занятости направляются на мероприятия по профориентации, профессиональной подготовке и переподготовке безработных граждан; организацию общественных работ; выплату пособий по безработице, компенсаций; оказание материальной и иной помощи.
Фонд обязательного медицинского страхования представляет из себя систему фондов обязательного медицинского страхования, состоящую из федерального и территориального Фондов обязательного медицинского страхования в субъектах Федерации. Эти фонды созданы для выполнения Закона Российской Федерации «О медицинском страховании граждан в Российской Федерации» и реализации государственной политики в области обязательного медицинского страхования как составной части государственного социального страхования.
Страховой тариф взносов на обязательное медицинское страхование, уплачиваемых работодателями и иными плательщиками, определяется Федеральным законом Российской Федерации.
Фонды социальной поддержки населения - это один из источников финансовых средств для осуществления деятельности по социальному обслуживанию населения.
Это самостоятельные государственные учреждения, созданные с целью формирования финансовых источников социальной поддержки наиболее нуждающихся граждан, оказания адресной социальной защиты малообеспеченным группам населения.
Система Фондов социальной поддержки населения состоит из Республиканского (Федерального) и территориальных фондов.
Министерство труда и социального развития определяет основные направления расходования средств этого фонда. На территории субъектов Российской Федерации Фонды поддержки населения действуют под руководством органов исполнительной власти и органов социальной защиты населения.
Право на получение помощи из Фонда социальной поддержки населения предоставлено особо нуждающимся пенсионерам, инвалидам, лицам, имеющим иждивенцев, другим нетрудоспособным гражданам, у которых совокупный среднедушевой доход не превышает установленного на региональном уровне минимума.
Средства Фондов социальной поддержки населения расходуются на дополнительное (сверхбюджетное) финансирование мероприятий по следующим направлениям:
Предоставление натуральной помощи в виде предметов первой необходимости (продуктов питания, одежды, обуви) бесплатно или по льготным ценам;
Оказание социальных услуг, в том числе и на дому;
Организация бесплатного питания;
Предоставление дотаций на приобретение лекарств, протезно-ортопедических изделий, на оплату коммунальных и бытовых услуг;
Обеспечение ночного проживания бездомных граждан;
Создание собственных предприятий;
Содействие в предоставлении кредитов и прочее.
Правительство Российской Федерации содействует развитию негосударственных систем пенсионного обеспечения. В соответствии с Указом Президента Российской Федерации «О негосударственных пенсионных фондах» негосударственный пенсионный фонд - социально-финансовая некоммерческая организация, осуществляющая деятельность по формированию активов путем привлечения добровольных целевых денежных взносов юридических и физических лиц, передачу этих средств компании по управлению активами негосударственного пенсионного фонда, осуществлению пожизненных или в течение длительного периода регулярных выплат гражданам в денежной форме, а также других действий по выполнению социальных обязательств перед гражданами.