Изменения в законодательстве о машино-месте. Стой, кто едет! Как понимать в пределах установленных границ машиноместа


Поисковые теги: Источник фото:

С 1 января 2017 года у россиян появляется еще один вид собственности — машино-места. Остается позаботиться об их регистрации

Недавно Президент РФ Владимир Путин среди прочих законодательных актов подписал и 315-ФЗ, о котором почему-то мало у нас говорится, но который самым непосредственным образом касается огромного отряда отечественных автолюбителей. Речь идет о признании в качестве объекта недвижимости мест, предназначенных для размещения транспортных средств. Или, как их называют в народе, машино-мест.

Спор столиц и правоведов

История о том, являются ли места для хранения машин объектами недвижимости или нет, имеет солидный стаж. Речь, понятно, идет не о капитальных гаражах. Если последние приобретены на средства граждан и оформлены по всем правилам, тут никаких сомнений не возникает: это недвижимость. Но в России большинство автомобилей проводят свой век в довольно неблагоустроенных помещениях или вообще, так сказать, на пленэре. Возникает вопрос, как быть в этом случае?

Долгое время этот вопрос был отдан на откуп регионам, и каждый из них решал его самостоятельно. Разнобой был очень существенным. Например, в Москве с 2006 года регистрировали машино-места, а вот в Санкт-Петербурге это делать отказывались.

Это различие зеркально отражало два прямо противоположных подхода, которых придерживались наши правоведы. Одни занимали позицию, согласно которой машино-место достойно признания в качестве объекта недвижимости, другая половина его таковым не признавала.

В судебной практике преобладал подход, при котором машино-место не считалось самостоятельным объектом недвижимости, а признавалось в качестве такового, если оно являлось частью некоего другого объекта недвижимости (здания, сооружения), а владелец этого машино-места в свою очередь являлся долевым собственником основного объекта недвижимости.

Правда, часть судейского корпуса подходила к решению этой коллизии с других позиций. Машино-место, считали эти эксперты, обладает признаками самостоятельного объекта недвижимости в силу того, что оно наделено уникальными, характерными только для него свойствами. Машино-места заносятся в технический паспорт объекта, они отражаются в проектной документации, а собственником машино-места может быть человек, не проживающий в этом или ближайшем доме. К тому же по своей сути оно не является местом общественного пользования, а служит потребностям конкретного гражданина.

По мнению гендиректора компании «Эталон-Инвест» Даниила Селедчика , это противостояние двух подходов могло продолжаться еще долго, если бы в мае 2015 года Минэкономразвития не выпустило специальное разъяснение. В нем сказано, что постановка на государственный кадастровый учет машино-места возможно только в качестве отдельного помещения или строения.

При этом машино-место должно обладать определенными и только ему присущими конструктивными особенностями: например, ограждением, отделяющим данное машино-место от соседних. Если же таких конструкций нет, то объектом недвижимости оно не является. А следовательно, не может быть вовлечено в гражданский оборот.

Большой затор

С одной стороны, письмо внесло определенную ясность в этот запутанный вопрос. С другой стороны, начались проблемы с регистрацией машино-мест — там, где их регистрировали, в частности в Москве.

В результате скопилось большое число заявок на регистрацию машино-мест, а граждане не могли осуществлять с ними никаких операций. А ведь надо понимать, что речь идет о большой экономической проблеме.

Понятно, что многие машино-места стоят недорого, но немало и таких, за которых можно выручить достаточно большие деньги. Например, некоторые машино-места в центре Москвы могут по цене не уступать стоимости квартиры где-нибудь на окраине города.

В итоге небольшая, в общем-то, чисто локальная проблема стала быстро превращаться в серьезный общегосударственный вопрос.

В этой ситуации Росреестр предложил схему легализации машино-мест, которая была представлена одному из высокопоставленных членов Правительства РФ. В качестве пилотного проекта была выбрана подземная стоянка на Чистых прудах. Чиновнику было наглядно продемонстрировано, как с помощью ограждающих колонн и знаков на них можно быстро превратить обычное машино-место в объект недвижимости. При этом межевая линия позволяет измерить расстояние между двумя стоянками автомобилей.

Теперь и объект недвижимости

Результатом этой работы стало мартовское поручение Президента разработать условия по вовлечению машино-мест в гражданский оборот. Росреестр и Минэкономразвития подготовили соответствующий законопроект (тот самый 315-ФЗ), который был принят парламентариями и подписан главой государства.

Однако этому предшествовала серьезная борьба. Противники принятия законопроекта указывали на то, что в этом случае можно нарисовать на асфальте безграничное число машино-мест. И теперь, чтобы не дать развернуться таким «художникам», в законе введено понятие «сооружение». Иными словами, место для машины должно быть чем-то оборудовано: это может быть ограждение, бетонный пандус или что-то еще.

Впрочем, хотя закон принят, некоторые юристы считают, что он не решает всех нюансов вопроса. Например, до каких пределов распространяется право на машино-место в помещении: иными словами, это лишь прямоугольник на полу или соответствующая фигура тянется до потолка? Кто будет собственником проездов и проходов к машино-местам и кто станет отвечать за их состояние?

Но в любом случае новый закон весьма важен. Причем не только для граждан, но и для строительной отрасли, поскольку он открывает зеленый свет строительству и продаже дополнительных объектов — машино-мест. И, к слову, отныне правовые нормы позволяют сооружать машино-места с использованием ипотеки, так как теперь они могут выступать в качестве залога.

Как и любое другое недвижимое имущество, машино-места теперь подлежат государственной регистрации, которую будет осуществлять органы Росреестра.

Но чтобы ввести машино-места в полный гражданский и экономический оборот, необходимо разработать механизм их переоформления из долевой собственности в индивидуальную. Предполагается, что при наличии регистрации общей долевой собственности на помещение каждый собственник получает право выделить свою долю и оформить свое машино-место. Но как это будет происходить конкретно, пока до конца не ясно.

Между тем времени на разработку процедуры осталось совсем немного: регистрация нового вида объектов недвижимости стартует с 1 января 2017 года.

Владимир ГУРВИЧ

Фото: fotki.yandex.ru, ndv.ru

КСТАТИ

За рубежом также ищут решение вопроса, где и как хранить автомобили и какие правовые статусы имеют эти места. Любопытная практика существует в Германии. То, как она действует в реальности, непосредственно наблюдал один из руководителей нашего портала, несколько лет проживший в Германии.

В ФРГ рядом с домами размещаются размеченные стоянки для машин. В этом смысле ситуация очень напоминает нашу. Но есть одно важное отличие.

Каждое такое место закреплено за конкретным владельцем. Он арендует этот участок, имеющий конкретный номер, и платит за него соответствующую арендную плату. И никто не имеет права ни на одну минуту ставить туда свой автомобиль. В результате владелец этого машино-места всегда уверен в том, что он в любое время суток без проблем припаркует здесь свое транспортное средство.

Как рассказал наш коллега, однажды на его глазах один немец, местный житель, по невнимательности припарковал на такое чужое «поле» свою машину. Заметив это, владелец стоянки тут же вызвал полицию. Она прибыла оперативно и оштрафовала провинившегося, причем штраф оказался достаточно солидным.

Если внедрить такую систему в Москве, это стало бы неплохим подспорьем для автомобилистов. Ведь у нас, подъезжая к дому, автомобилист не может быть уверенным в том, что там есть место для парковки. Считаем, столичным властям стоит внимательнее изучить немецкий опыт.

На страницах нашего журнала мы не раз обращались к вопросу о правовом регулировании машино-мест . Правовой подход к новому для нашего государства объекту вещного права претерпел несколько серьезных изменений как в законодательстве, так и в судебной практике.

Наконец, законодатель созрел для радикальных решений. Федеральный закон от 03.07.2016 № 315‑ФЗ «О внесении изменений в часть первую Гражданского кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» должен покончить с правовой неопределенностью в области правового регулирования машино-мест.

Напомним существующие проблемы и рассмотрим нововведения.

Современное правовое регулирование

Еще в Определении ВАС РФ от 27.10.2011 № ВАС-11450/11 было указано на существование в судебной практике двух подходов к определению понятия машино-места.

При этом практика применения законодательства постепенно свелась к тому, что машино-место в большинстве случаев является частью объекта недвижимости. В Письме Минэкономразвития России от 26.05.2015 № ОГ-Д23‑7475 отмечалось, что государственной регистрации права собственности на недвижимость предшествует постановка объекта на кадастровый учет. При этом согласно ч. 5 ст. 1 Федерального закона № 221‑ФЗ и ст. 1 Федерального закона № 122‑ФЗ государственный кадастровый учет и государственная регистрация прав осуществляются в отношении:

  • земельных участков;
  • зданий;
  • сооружений;
  • помещений;
  • объектов незавершенного строительства.
Из всех названных объектов недвижимости машино-место больше всего подходит под понятие помещения. В силу п. 14 ч. 2 ст. 2 Федерального закона № 384‑ФЗ помещением признается часть здания или сооружения, имеющая определенное назначение и ограниченная строительными конструкциями. При этом в соответствии с ч. 2 ст. 15 ЖК РФ и ч. 7 ст. 27 Федерального закона № 221‑ФЗ помещение должно быть изолировано или обособлено от других помещений в здании или сооружении. Следовательно, ключевым признаком в признании объекта недвижимости помещением является его изолированность.

Понятие машино-места в законодательстве отсутствует, имеется лишь понятие парковки (парковочного места), которым в силу п. 21 ст. 1 ГрК РФ признается специально обозначенное и при необходимости обустроенное и оборудованное место, являющееся в том числе частью автомобильной дороги и (или) примыкающее к проезжей части и (или) тротуару, обочине, эстакаде или мосту либо являющееся частью подэстакадных или подмостовых пространств, площадей и иных объектов улично-дорожной сети, зданий, строений или сооружений и предназначенное для организованной стоянки транспортных средств на платной основе или без взимания платы по решению собственника или иного владельца автомобильной дороги, собственника земельного участка либо собственника соответствующей части здания, строения или сооружения.

В связи с этим Минэкономразвития считает, что парковка (парковочное место) не отвечает критериям помещения и может являться частью зданий или сооружений, но не в качестве самостоятельного объекта недвижимости, а как специально обозначенное и при необходимости обустроенное и оборудованное место, предназначенное для организованной стоянки транспортных средств.

Постановка машино-места на государственный кадастровый учет и государственная регистрация права собственности на этот объект возможны, только если машино-место создано (построено) с учетом требований законодательства как помещение.

Одним из таких требований является п. 5.2.6 СП 154.13130.2013 , в соответствии с которым в подземных автостоянках не допускается разделение машино-мест перегородками на отдельные боксы. В помещениях хранения легковых автомобилей, принадлежащих гражданам, для выделения постоянно закрепленных мест допускается применение сетчатого ограждения из негорючих материалов.

Конечно, на практике редко кто обустраивает машино-место как отдельное изолированное помещение. Единственным признаком, индивидуализирующим машино-место, является его номер и границы, нанесенные краской на полу. Судебная практика считает это недостаточным для признания машино-места самостоятельным объектом недвижимости. Так, в Постановлении Десятого арбитражного апелляционного суда от 21.01.2015 № 10АП-15550/2014 по делу № А41-44784/14 указано, что спорные машино-места нельзя признать помещениями в том значении, которое имеет данный термин согласно Федеральному закону № 221‑ФЗ. В соответствии с ч. 6 ст. 41 этого закона местоположение помещения устанавливается посредством графического отображения границы геометрической фигуры, образованной внутренними сторонами наружных стен такого помещения, на плане этажа или части этажа здания либо сооружения, а при отсутствии этажности у здания или сооружения - на плане здания или сооружения либо на плане соответствующей части здания или сооружения. Однако у спорных машино-мест нет наружных стен, границы обозначены условными линиями на полу. Одновременно суд указал, что общество вправе обратиться в бюро технической инвентаризации с заявлением о выдаче технического плана на многоуровневый паркинг с условными обозначениями и нумерацией машино-мест, с указанием площади каждого машино-места для последующей выдачи кадастровых паспортов.

После постановки на государственный кадастровый учет здания (помещения), в котором находится машино-место, возможна государственная регистрация общей долевой собственности на такие здания (помещения) с определением долей в праве собственности на них пропорционально размерам машино-мест, находящихся в таких зданиях (помещениях).

Проблемы с реализацией права собственности на машино-место при его регистрации в качестве доли в праве общей собственности

В соответствии с п. 1 ст. 247 ГК РФ владение и пользование имуществом, находящимся в долевой собственности, осуществляются по соглашению всех участников, а при недостижении согласия - в порядке, устанавливаемом судом. На практике это положение может привести к определенным неудобствам. В качестве примера можно привести Определение Красноярского краевого суда от 14.10.2015 № 4г-2039/2015. Суть дела заключалась в том, что часть собственников машино-мест, недовольных качеством услуг по их содержанию, захотела сменить соответствующую организацию. Суд посчитал их действия неправомерными, указав следующее. Изначально функции по надлежащему содержанию подземной автостоянки участниками общей долевой собственности на нежилое здание были переданы ТСЖ, с которым сособственниками заключены соответствующие возмездные договоры управления на определенных условиях, чем сособственники реализовали принадлежащие им права, делегировали исполнение ряда своих обязанностей.

Истцами был поставлен вопрос об изменении порядка владения и пользования общим имуществом - подземной автостоянкой, а именно о передаче нежилого здания в управление иного юридического лица и на иных условиях, что по общему правилу в силу требований ст. 247 ГК РФ возможно по соглашению всех участников общей долевой собственности .

Статья 247 и иные нормы гл. 16 ГК РФ не определяют порядок достижения участниками общей долевой собственности соглашения по вопросам, связанным с владением и пользованием общим имуществом, в связи с чем соответствующие решения могут быть приняты сособственниками на общем собрании.

С учетом того, что порядок созыва общего собрания участников общей долевой собственности на нежилое здание не регламентирован нормами ГК РФ, подлежат применению положения ч. 4 ст. 45 ЖК РФ, регулирующие сходные отношения, возникающие при созыве общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме. Эта норма на момент возникновения спорных отношений предусматривала, что собственник, по инициативе которого созывается общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме, обязан сообщить собственникам помещений о проведении такого собрания не позднее чем за 10 дней до даты его проведения.

В данном случае имело место ненадлежащее извещение участников общей долевой собственности на подземную автостоянку о времени и месте проведения, повестке дня общего собрания (заказные письма с соответствующими уведомлениями не были вручены иным собственникам на момент проведения собрания).

В результате суд решил, что между участниками общей долевой собственности на подземную автостоянку не достигнуто соглашение об изменении порядка владения и пользования нежилым зданием, о его передаче в управление ООО.

Обратите внимание

Однако проблемы существуют не только с реализацией права на владение и пользование машино-местом, но и с распоряжением машино-местом.

В силу ст. 250 ГК РФ собственник машино-места будет обязан, прежде чем продать его третьим лицам, предложить купить его другим собственникам машино-мест. Начиная с 02.06.2016 сделки по отчуждению долей в праве общей собственности на недвижимое имущество, в том числе при отчуждении всеми участниками долевой собственности своих долей по одной сделке, подлежат нотариальному удостоверению (п. 1 ст. 24 Федерального закона № 122‑ФЗ). При этом в силу п. 3 ст. 163 ГК РФ если нотариальное удостоверение сделки является обязательным, то несоблюдение нотариальной формы сделки влечет ее ничтожность. Таким образом, чтобы продать машино-место, необходимо не только извещать каждого сособственника, но и оплачивать услуги нотариуса, которые не отличаются своей доступностью.

Новые положения законодательства

В Письме Минэкономразвития России от 26.05.2015 № ОГ-Д23‑7475 указано, что введение специального правового режима для машино-мест, позволяющего осуществить государственную регистрацию собственности на такой объект, возможно только при условии внесения соответствующих изменений в ГК РФ. Как отмечалось выше, такие изменения внесены Федеральным законом от 03.07.2016 № 315‑ФЗ.

Остановимся на наиболее важных положениях этого закона. Во-первых, к недвижимым вещам отнесены предназначенные для размещения транспортных средств части зданий или сооружений (машино-места), если их границы описаны в установленном законодательством о государственном кадастровом учете порядке (п. 1 ст. 130 ГК РФ).

Во-вторых, машино-место может быть предметом ипотеки (пп. 6 п. 1 ст. 5 Федерального закона от 16.07.1998 № 102‑ФЗ «Об ипотеке»).

В-третьих, в ГрК РФ (п. 29 ст. 1) вводится понятие машино-места - предназначенная исключительно для размещения транспортного средства индивидуально-определенная часть здания или сооружения, которая не ограничена либо частично ограничена строительной или иной ограждающей конструкцией и границы которой описаны в установленном законодательством о государственном кадастровом учете порядке.

В-четвертых, местоположение машино-места будет устанавливаться посредством графического отображения на плане этажа или части этажа здания либо сооружения (при отсутствии этажности у здания либо сооружения - на плане здания либо сооружения) геометрической фигуры, соответствующей границам машино-места (ч. 6.1 ст. 24 нового Федерального закона № 218‑ФЗ ).

Границы машино-места будут определяться проектной документацией здания, сооружения и обозначаться или закрепляться лицом, осуществляющим строительство или эксплуатацию здания, сооружения, либо обладателем права на машино-место, в том числе путем нанесения на поверхность пола или кровли разметки (краской, с использованием наклеек или иными способами). Границы машино-места на этаже (при отсутствии этажности - в здании или сооружении) будут устанавливаться либо восстанавливаться путем определения расстояния от не менее двух точек, находящихся в прямой видимости и закрепленных долговременными специальными метками на внутренней поверхности строительных конструкций этажа (стенах, перегородках, колоннах, на поверхности пола), до характерных точек границ машино-места (точек деления границ на части), а также расстояний между характерными точками границ машино-места. При этом площадь машино-места в пределах установленных границ должна соответствовать минимально и (или) максимально допустимым размерам машино-места, установленным органом нормативно-правового регулирования (ч. 6.2 ст. 24 нового Федерального закона № 218‑ФЗ).

Не забыл законодатель и о судьбе уже существующих машино-мест. Установлено, что объект недвижимости, который отвечает требованиям и характеристикам машино-места (независимо от его соответствия установленным минимально и (или) максимально допустимым размерам машино-мест) и права на который были зарегистрированы до дня вступления в силу нового закона, признается машино-местом. При этом замены и внесения изменений в правоустанавливающие документы не требуется, они сохраняют свою юридическую силу и не требуют переоформления (ст. 6 Федерального закона № 315‑ФЗ).

Если машино-место было оформлено как доля в праве общей собственности на помещения, здания или сооружения, предназначенные для размещения транспортных средств, каждый участник общей долевой собственности вправе осуществить выдел в натуре своей доли посредством определения границ машино-места в соответствии с требованиями Федерального закона № 218‑ФЗ, а также зарегистрировать право собственности на машино-место.

Для выдела в натуре доли и регистрации права собственности на машино-место согласие иных участников долевой собственности не требуется, если участник общей долевой собственности представит в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав, соглашение всех сособственников или решение общего собрания, определяющие порядок пользования недвижимым имуществом, находящимся в общей долевой собственности.

При этом право общей долевой собственности на помещение, в границах которого располагаются машино-места, прекращается со дня выдела в натуре доли последним участником и регистрации им права собственности на машино-место. Имущество, оставшееся после выдела долей из общей собственности на помещения, здания или сооружения, предназначенные для размещения транспортных средств, а также регистрации прав на машино-места, и необходимое для прохода или проезда к машино-местам, является общим имуществом собственников помещений и (или) машино-мест.

Перечисленные нововведения вступят в силу 01.01.2017.

В заключение сформулируем выводы.

В настоящее время:

  • право собственности на машино-место оформляется посредством регистрации права собственности на долю в праве общей долевой собственности на помещение, здания или сооружение;
  • владение и пользование машино-местом осуществляются по соглашению всех участников, а при недостижении согласия - в порядке, устанавливаемом судом;
  • собственник машино-места обязан предложить купить его другим собственникам машино-мест, прежде чем продать его третьим лицам. Сделки по отчуждению машино-мест, оформленные как доли в праве общей собственности на недвижимое имущество, подлежат нотариальному удостоверению.
С 1 января 2017 года вводится понятие машино-места как самостоятельного объекта недвижимости. Оно может быть предметом ипотеки. Собственник машино-места может требовать выдела доли в натуре и регистрации права собственности на машино-место.

30.11.2016

В январе 2017 г. вступает в силу закон, признавший машино-места объектами недвижимости и официально включивший их в гражданский оборот. Так вот о том, что это за новеллы и к чему они приведут, расскажет наша новая статья.

Скажем сразу - физические и юридические лица "продавали", обменивали и даже оставляли машино-места в наследство, хотя российское право не считало их отдельным видом имущества. Это вызывало определенные судебные коллизии, когда люди обращались в суд, защищая свои права и получали отказы с разъяснениями, что машино-место не является отдельной вещью с индивидуальными признаками. Оно считается неотделимым компонентом помещения или строения, который подлежит регистрации только, как часть недвижимости [Определение Приморского краевого суда по делу № 33-12038/2015 от 13.01.2016 г.].

Всё это вызвало недовольство россиян. Наконец понимание данного факта дошло и до законодателя, который признал, что машино-места давно стали объектом гражданского оборота. Поэтому летом 2016 года Федеральное Собрание приняло нормативный акт, внесший изменения в целый ряд законов. Эти новеллы касаются правового статуса машино-места и вступают в силу с первого января будущего года.

Определение термина

Наконец-то государство дало определение термину. Оно содержится в ГСК РФ [прим.: Градостроительный Кодекс РФ]. Исходя из новой нормы машинное место представляет собой часть здания/сооружения, предназначенное только для размещения автомобиля, мотоцикла, либо иного транспортного средства (далее - т/с) [прим.: авторская вставка]. Данная территория может иметь строительные либо другие ограждения, или не иметь их вовсе. Однако при этом, её границы должны быть описаны так, как этого требует законодательство о кадастровом учете [Градостроительный кодекс Российской Федерации N 190-ФЗ от 29.12.2004 (ред. от 03.07.2016), п. 29, ст. 1].

Как может увидеть внимательный читатель статья дает достаточно четкие признаки машино-места. Его основная функция - это размещение т/с. Для другого оно и не предназначено. Далее, законодатель по-прежнему считает место частью объекта. Так было и прежде. Однако теперь власть согласилась, что территория индивидуального размещения транспортного средства может и не иметь границы в виде стен или строений.

Раньше суды, как правило, считали, что регистрация машино-места в качестве недвижимости возможна только в случае, когда оно построено в виде помещения и соответствует требованиям такового [Определение Приморского краевого суда по делу № 33-12038/2015 от 13.01.2016 года]. Теперь же получается, что машино-место может и не иметь видимых ограждений, однако все равно считается недвижимостью, если, конечно, его границы установлены в ЕГРН [прим.: С 01 января 2017 года базы ЕГРП и ГКН объединяются в Единый государственный реестр недвижимости. Ст. 7 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ (в ред. от 03.07.2016) "О государственной регистрации недвижимости"].

Введение машино-места в гражданский оборот

Дав определение термину, законодатель одновременно ввел машино-место в гражданский оборот, дополнив ГК РФ новой нормой [ГК РФ, П.1., Ст.130]. Теперь место размещения автомобиля независимо от наличия ограждения официально считается объектом недвижимости. Его можно, например, заложить по договору об ипотеке [Федеральный закон от 16.07.1998 N 102-ФЗ "Об ипотеке (залоге недвижимости)", П.п.6. П.1. Ст.5]. Хотя, если честно, субъекты гражданских правоотношений и до этого момента закладывали такие места, а суды обращали на них взыскание. Правда речь шла только об огражденных участках. То есть фактически - гаражных боксах. Так районный суд г. Барнаула по иску ВТБ 24 (ПАО) в июле 2016 года обратил взыскание на заложенные машино-места [Решение Железнодорожного районного суда г. Барнаула Алтайского края по делу № 2-25/2016 от 04.07.2016 года]. И никого это особенно не удивило. А вот с 01 января будущего года предметом залога могут стать и не огражденные на территории участки. Соответственно регистрация ипотеки таких объектов также должна проходить согласно закону [Федеральный закон от 16.07.1998 N 102-ФЗ "Об ипотеке (залоге недвижимости)", П.5. Ст.20].

Технические нюансы внесения сведений в ЕГРН. Индивидуальная регистрация права

Теперь информация о неогражденном машинном месте также должна вноситься в ЕГРН [Федеральный закон от 13.07.2015 N 218-ФЗ (в ред. от 03.07.2016) "О государственной регистрации недвижимости", П.7. Ст.1]. Раньше Росреестр не осуществлял кадастровый учет таких объектов. А суд в свою очередь поддерживал позицию УФРС [прим.: Управление Федеральной регистрационной службы ]. Так в 2015 году Ивантеевский городской и Московский областной суды отказали в иске гражданину и не поставили на регучет места для парковки. По мнению судей, стоянка не являлась отдельным и обособленным помещением. Поэтому её нельзя поставить на учет, как самостоятельный объект права" [Апелляционное определение Московского областного суда по делу № 33-22910/2015 от 30.09.2015 года]. С 01.01.2017 года такая ситуация не может возникнуть в принципе. Кроме того, учет [прим.: Государственный кадастровый учет] в отношении машино-мест будет проводится одновременно с осуществлением государственного кадастрового учета на само здание" [Федеральный закон от 13.07.2015 N 218-ФЗ (в ред. от 03.07.2016) "О государственной регистрации недвижимости", П.4. Ч.5. Ст.14].

Соответственно ссылка о машино-месте должна присутствовать в акте обследования и в техническом плане для внесения в ЕГРН. А на самом плане машино-место изображается в виде геометрической фигуры. Кроме того, если собственник хочет, то виртуальные границы его неогороженного стеной, блоками или столбами машино-места могут быть зафиксированы прямо на полу специальной краской [Федеральный закон от 13.07.2015 N 218-ФЗ (в ред. от 03.07.2016) "О государственной регистрации недвижимости", Ч.6.3. Ст.24].

Далее, недвижимость, подходящая под новое законодательное определение машино-места, признается таковой в силу закона [Федеральный закон от 03.07.2016 N 315-ФЗ "О внесении изменений в часть первую Гражданского кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации", Ст.6]. Соответственно государство не требует менять документы, либо вносить изменения в ЕГРН в отношении подобного объекта. Более того, действующие документы, в которых в качестве собственности указывается именно машино-место имеют юридическую силу.

Впрочем, хозяин такой недвижимости может направить в Росреестр заявление с просьбой актуализировать информацию в ЕГРН о своей собственности, согласно новому закону.

Выдел доли

Что же касается владельцев общей долевой собственности, то с 01 января будущего года, каждый из них вправе выделить в натуре свои машинные места, а также определить их границы, как того требует закон о регистрации недвижимости [Федеральный закон от 03.07.2016 N 315-ФЗ "О внесении изменений в часть первую Гражданского кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации", П.3. Ст.6] и оформить на них право собственности.

Вплоть до настоящего времени судьи довольно часто отказывали дольщикам парковок и автостоянок в этом праве. В своих решениях суды указывали, что выдел доли невозможен без нанесения ущерба всей стоянке, а также системе пожаротушения, электроснабжения и так далее [Решение Советского районного суда г. Новосибирска по делу № 2-90/13 от 23.09.2013 года]. Теперь же всё изменилось. Владелец может потребовать свою долю. Причем, для проведения данной процедуры и регистрации права не надо согласия всех сособственников. Правда это условие действует только в том случае, когда заявитель одновременно направит в УФРС [Федеральный закон от 03.07.2016 N 315-ФЗ "О внесении изменений в часть первую Гражданского кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации", П.3. Ст.6] протокол собрания либо договор/соглашение собственников о правилах пользования объектом, находящимся в долевой собственности.

Стоит также заметить, что право общей собственности на объект, где находятся эти места прекратится с даты выдела в натуре доли последним владельцем и оформления им права собственности. Что же касается проездов, проходов, а также иного имущества, которое останется после выдела всех долей (например - шлагбаумов), то оно по-прежнему будет считаться общим долевым.

Краткие выводы

При вдумчивом изучении нового нормативного акта обнаруживается, что государство просто-напросто узаконило уже сложившуюся практику, касающуюся оборота машино-место. Теперь продавать, покупать и наследовать такие объекты можно на законных основаниях. Не более того. Впрочем, есть и радикальные изменения. Так власть признала неогражденные участки для парковки такими же объектами права, как и индивидуальные помещения. Ну и наконец у дольщиков появилась реальная возможность выделить свою долю стоянки в натуре. Это конечно серьезные новеллы.

Однако, справедливости ради стоит сказать, что все эти новшества касаются в основном только подземных автостоянок и многоэтажных паркингов. Законодатель так и не решился признать объектами права места на отдельных парковках или стоянках, не связанных со зданием или сооружением. По-видимому, решение этого вопроса отложено на неопределенный срок.

С 1 января 2017 года машино-места на подземных и отдельно стоящих парковках получат новый статус

Машино-места на подземных и отдельно стоящих парковках получат официальный статус недвижимости. Соответствующие поправки в Гражданский кодекс России вступят в силу 1 января 2017 года, говорится в федеральном законе №315, который опубликовала «Российская газета» . Новый правовой статус машино-мест позволит людям оформлять такие объекты в личную собственность, а также беспрепятственно распоряжаться этим имуществом - продавать, менять, дарить и оставлять в наследство, пишет издание.

В настоящий момент человек может приобрести машино-места на парковке только в формате общедолевой собственности, говорится в статье. Это означает, что покупатель такого объекта не сможет выделить машино-место в качестве отдельного объекта недвижимости, а также не получит на него технический и кадастровый паспорт, следует из материалов «Российской газеты». Если же человек решит продать такое машино-место, то ему придется извещать об этом всех остальных владельцев общедомовой собственности в письменной форме: обычно это происходит с помощью рассылки писем или телеграмм, сказано в публикации.

В существующей редакции Гражданского кодекса не прописано понятие машино-мест. В новой редакции документа вводится определение этого вида недвижимости. «Машино-место - предназначенная исключительно для размещения транспортного средства индивидуально-определенная часть здания или сооружения, которая не ограничена либо частично ограничена строительной или иной ограждающей конструкцией и границы которой описаны в установленном законодательством о государственном кадастровом учете порядке», - говорится в законе.

После того, как изменения вступят в силу, владельцы уже существующих машино-мест получат право переоформить их из общедомовой собственности в личную, пишет «Российская газета». Точный механизм этого процесса пока не определен. «Рассматривается способ электронного переоформления объектов для того, чтобы гражданам не приходилось тратить время на какие-либо дополнительные процедуры», - цитирует издание заместителя директора департамента недвижимости Минэкономразвития Вячеслава Спиренкова.

Новая редакция Гражданского кодекса с упоминанием машино-мест не отразится на статусе парковочных мест, указывает «Российская газета». Парковочным местом в законодательстве считается специальная площадка на дороге или на обочине, сказано в заметке. В отличие от машино-мест парковочные места не ставятся на кадастровый учет и не считаются отдельным объектом недвижимости.

С 1 января 2017 года вступили в силу поправки в ряд законодательных актов, которые поставили точку в многочисленных спорах и разбирательствах, касающихся правовой принадлежности автомобильного парковочного места, относящегося к многоквартирному дому или иному зданию. Машино место было официально признано объектом недвижимого имущества, . Лица, в связи с этим, получили безусловную возможность не только пользоваться столь значимыми «квадратными метрами», но и оформлять их в собственность на общих основаниях

В июле 2016 года был принят Федеральный закон № 315-ФЗ, который внес изменения в I часть ГК РФ, а также некоторые законы РФ. Понятие «машиноместо», как объекта недвижимости было закреплено в ч. 1 ст. 130 ГК РФ и стало определяться исходя их совокупности признаков.

Так, машино-местом признается объект:

  • являющийся частью здания, дома или сооружения;
  • предназначенный для того, чтобы размещать на нем автомототранспортное средство или хранить его;
  • имеющий оградительные элементы, стены или иные конструкции, а также представляющий собой отдельную площадку, обозначенную разметкой;
  • чьи границы определены и отражены в системе общероссийского кадастрового учета.

Стоит отметить, что машино место, как новый объект недвижимости 2017 года будет признаваться таковым исключительно в том случае, если он входит в единый комплекс постройки, т.е. является его элементом, а также закреплен в техническом плане сооружения (подземный паркинг, пристрой и т.п.). Организованная «дворовая парковка» или места на отдельно-стоящих огороженных автостоянках, к указанному объекту недвижимости не относятся. Это означает, что относящийся к придомовой территории многоквартирного здания участок земли или асфальта, на котором жилец паркует свой автомобиль, купить будет нельзя.

Как купить машино-место?

Может любое дееспособное лицо, достигшее возраста 18-ти лет. Приобрести места в паркинге может и организация. Как правило, такая сделка заключается наряду с оформлением или офисного помещения в доме или бизнес центре. Так, некоторые застройщики предлагают значительные скидки на одновременное приобретение помещения и машино места.

Сделка оформляется по общим правилам отчуждения имущества с обязательной в органе Росреестра. По ее итогам заявителю выдается выписка из ЕГРН, которая с 2017 года является единственным документом, подтверждающим правомочия собственника на принадлежащий ему объект.

Получив документ о праве собственности на часть паркинга, владелец может не только пользоваться данной недвижимостью, но и в полной мере ею распоряжаться: продавать, сдавать в аренду, закладывать в банке, дарить, завещать. При этом посягательство на машино-место со стороны третьих лиц будет расцениваться как противоправное действие и может повлечь за собой наказание.

Где купить машино-место и сколько стоит?

Федеральный закон о машиноместах с 1 января 2017 года стал действовать повсеместно. В связи с чем, на сайтах по продаже недвижимости появилась масса объявлений, предлагающих сдать или купить узаконенный участок парковки.

Таблица 1. Сравнение цен, установленных на рынках недвижимости в регионах РФ за одно машино место, по состоянию на начало 2017 года.
Регион Стоимость (руб.)
Аренда Купля-продажа
Москва 3 500 – 15 000 250 000 – 5 000 000
Санкт-Петербург 1 000 – 20 000 300 000 – 2 500 000
Екатеринбург 2 500 – 6 000 250 000 – 1 500 000
Новосибирск 2 500 – 5 000 100 000 – 1 200 000
Уфа 1 500 – 3 000 300 000 – 1 600 000
Симферополь 1 200 – 3 500 200 000 – 1 700 000
Краснодар 1 500 – 6 000 200 000 – 2 000 000

Помимо того, в каком регионе владелец машиноместа желает сдать его в аренду или продать, итоговая стоимость определяется исходя из следующих факторов:

  • площадь объекта (обычно составляет от 10 кв. м. до 20 кв. м.);
  • состояние здания или сооружения, к которому относится парковка;
  • наличие охраны или пропускной системы;
  • расположение паркинга (наземный, подземный, крытый и т.п.);
  • развитость инфраструктуры района, степень отдаленности от центра города.

Таким образом, наше государство, переняв опыт европейских стран, все-таки позволило своим гражданам с начала 2017 года оформлять в собственность машиноместа и полноправно распоряжаться ими. Данная мера, безусловно, направлена и на создание нового

Поделиться