Карточки бухгалтерских счетов для налоговой. Учетные регистры бухгалтерского учета (формы, образцы) Налоговая запрашивает карточки бухгалтерских счетов

Из налоговой инспекции получено требование о предоставлении документов по одному из контрагентов нашей организации.В числе запрашиваемых документов карточки бухгалтерских счетов. Карточки бухгалтерских счетов не относятся к деятельности контрагента нашей организации. Обязаны ли мы предоставлять по запросу эти карточки? В интернете нашла ссылку о том, что при камеральной проверке не могут быть затребованы карточки бухучета. Действительно ли мы может не предоставлять эти карточки?

Проверяющие могут запросить у организации любые документы, которые непосредственно касаются деятельности контрагентов. При этом по запросам ИФНС контрагенты обязаны представлять только те документы (сведения), которые непосредственно касаются деятельности проверяемой организации.

Карточки бухгалтерских счетов не относятся к деятельности контрагента. Они не являются документами (информацией), служащими основанием для исчисления и уплаты налогов. Карточки счетов – это регистры бухгалтерского учета, которые в силу Закона № 402-ФЗ, предназначены для систематизации и накопления информации, содержащейся в принятых к учету первичных документах. Поэтому организация вправе их не предоставлять инспекторам. Однако подобный отказ может стать поводом для штрафа до 10 000 руб. Этот штраф можно оспорить в суде: судьи в данных спорах поддерживают организации.

Олега Хорошего, начальника отдела налогообложения прибыли организаций департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина России

Каковы полномочия проверяющих при налоговой проверке

Ситуация: когда и как проводится встречная налоговая проверка

Встречные налоговые проверки проводятся для того, чтобы получить необходимые документы или информацию об организации (заключенных с нею сделках) от других лиц, располагающих такими сведениями. Получив эти сведения, инспекция сверяет их с данными, которые отражены в документах проверяемой организации.

Непосредственно понятия «встречная налоговая проверка» в Налоговом кодексе РФ нет. То есть она не является самостоятельным видом проверок и проводится как одно из мероприятий налогового контроля:

  1. при проведении выездной (камеральной) проверки налогоплательщика;
  2. после окончания выездной (камеральной) проверки в период рассмотрения материалов налоговой проверки.

Следует отметить, что по запросам налоговых инспекций контрагенты обязаны представлять только те документы (сведения), которые непосредственно касаются деятельности проверяемой организации. К таким документам могут относиться и внутренние документы контрагента, если в них содержится информация о его взаимоотношениях с проверяемой организацией. Например, приказы о командировании в эту организацию сотрудников контрагента или штатные расписания, из которых можно сделать вывод, что контрагент располагает персоналом для выполнения обязательств по договорам, заключенным с проверяемой организацией. Такой вывод подтверждается письмом Минфина России от 9 октября 2012 г. № 03-02-07/1-246 .

Требовать документы (сведения), не относящиеся к деятельности проверяемой организации, инспекция не вправе. Например, организация не обязана информировать инспекцию о деятельности другой организации, которая является ее контрагентом, но не является объектом налоговой проверки. Или о поставщиках товаров, реализованных организацией контрагенту, в отношении которого проводится проверка. В арбитражной практике есть примеры судебных решений, подтверждающих правомерность такого подхода. Суды отказывают инспекциям во взыскании штрафов, если организация не представила такую информацию, а инспекция привлекла ее к ответственности по статье 129.1 Налогового кодекса РФ (см., например, определение ВАС РФ от 9 марта 2011 г. № ВАС-1965/11 , постановления ФАС

  • представил документы с заведомо недостоверными сведениями.
  • В этих случаях контрагента оштрафуют на основании пункта 2 статьи 126 Налогового кодекса РФ. Размер штрафа – 10 000 руб.

    Кроме того, за неисполнение (несвоевременное исполнение) требования о представлении документов по заявлению налоговой инспекции суд может применить к должностным лицам организации (например, к ее руководителю) административную ответственность в виде штрафа на сумму от 300 до 500 руб. (ч. 1 ст. 15.6 КоАП РФ).

    Закон от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете»

    «Статья 10. Регистры бухгалтерского учета

    1. Данные, содержащиеся в первичных учетных документах, подлежат своевременной регистрации и накоплению в регистрах бухгалтерского учета.»

    Карточка счета – один из самых популярных отчетов в бухгалтерии, он позволяет быстро проверить, откуда на счете появилась та или иная сумма и с каких счетов она пришла. Также карточка счета показывает обороты за период по счету и текущее сальдо.

    Отчет не является регламентированным, у него нет строгой формы, но во многих программах его печатную форму снабжают еще и сносками с подписями ответственных лиц. Теоретически этот отчет можно использовать, например, при закрытии смены бухгалтером. Он печатает карточку, расписывается в ней и если в следующую смену производятся какие-то ошибки, неправильные проводки (уже другим бухгалтером), есть возможность доказать свою правоту. Если предприятие большое и бухгалтерия разделена на участки – банк, зарплата, касса и т.д., это может очень выручить.

    Образец карточки счета и заполнение

    Образец карточки счета представлен на рисунке, что касается заполнения, можете посмотреть наш урок бухучета про мацу и матрешки и быстро понять его алгоритм. В принципе, ничего сложного нет.

    В 1С карточка счета удобна тем, что позволяет еще и отслеживать аналитический учет, по регистрам или субконто. Предприниматель, например, может посмотреть какое количество товара и на какую сумму на каком складе лежит. И не нужно покупать никакие программы для управленческого и торгового учета – стандартная бухгалтерская конфигурация вместе с карточкой учета дадут всю информацию. Так что знание бухгалтерии – очень помогает предпринимателю.

    Регистры бухгалтерского учета используются для регистрации, накопления и систематизации данных, полученных из первичной документации, и являются источниками для составления отчетности. В настоящей статье будут перечислены виды регистров бухгалтерского учета, а также описан порядок их утверждения.

    Виды регистров бухгалтерского учета

    Учетные регистры позволяют систематизировать и накапливать поступающую из первичной бухгалтерской документации информацию, которая впоследствии будет использована для отражения на счетах и в бухотчетности. На основании данных из учетных регистров составляются и финансовые отчеты предприятия.

    Занося данные в учетные регистры бухгалтерского учета, бухгалтер может одновременно проводить регистрацию первички и осуществлять контроль за хоздеятельностью предприятия путем анализа результатов.

    Регистры бухгалтерского учета по характеру ведения записей подразделяются на:

    • систематические — в них ведутся записи по счетам; пример — главная книга предприятия;
    • хронологические, в которых записи ведутся по календарю без другой особой систематизации, например, кассовая книга, журналы регистрации;
    • синхронистические — объединяющие в себе особенности ведения регистров, присущих перечисленным выше группам; примером такой разновидности бухрегистров будет журнал-ордер.

    Регистры бухгалтерского учета различаются по форме построения на:

    • одно- или двусторонние;
    • шахматки — в них, как правило, записи по дебету счетов делаются по горизонтали, а по кредиту — по вертикали.
    • аналитические — в таких регистрах конкретизируются показатели определенного синтетического счета; они используются для контроля за состоянием и движением материальных ценностей, расчетов с контрагентами и пр.;
    • синтетические — в них записи делаются на основе сгруппированных однородных документов в денежном эквиваленте и в обобщенном виде; примером может служить главная книга;
    • комплексные — объединяют признаки первых двух подвидов, применяются преимущественно при журнально-ордерной разновидности учета.

    По внешнему виду регистры делятся на:

    • карточки — бланки, имеющие вид разграфленной таблицы; карточки бывают контокоррентные, многоколончатые и инвентарные, например, карточка для аналитического учета материалов;
    • книги — разграфленные и сброшюрованные многостраничные регистры; страницы в книгах, как правило, пронумерованы, прошнурованы и скреплены подписью главбуха, например, книга по учету основных средств;
    • свободные листы — это своего рода масштабированные карточки, например, ведомости;
    • машинограммы — регистры, составляемые/распечатываемые при помощи компьютерной техники.

    Регистры бухгалтерского учета: перечень

    В информации Минфина от 04.12.2012 № ПЗ-10/2012 указано, что унифицированные формы регистров бухгалтерского учета больше не являются обязательными для использования, за исключением тех, которые установлены уполномоченными органами. Теперь при формировании регистров бухгалтерского учета на предприятиях необходимо лишь соблюдать наличие обязательных реквизитов в них (п. 4 ст. 10 закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ).

    Кроме того, согласно п. 5 ст. 10 закона № 402-ФЗ формы регистров, предоставляемые главбухом, должны утверждаться руководителем организации. Перечень используемых регистров бухгалтерского и налогового учета должен быть приведен в учетной политике компании.

    В то же время формы регистров бухучета госпредприятий устанавливаются в соответствии с действующими бюджетными законами. Перечень таких регистров утвержден приказом Минфина от 30.03.2015 № 52н.

    На практике довольно часто коммерческие предприятия при разработке собственных регистров берут за основу перечень и формы регистров, предназначенных для госпредприятий.

    Приведем выдержку из этого перечня в виде часто используемых на практике регистров:

    Инвентарные карточки:

    • учета основных средств;
    • группового учета основных средств;
    • и т. д.

    Ведомости:

    • оборотная;
    • оборотная по нефинансовым активам;
    • накопительные по приходу (расходу) продуктов питания.
    • главная;
    • учета животных / материальных ценностей / бланков строгой отчетности и пр.
    • операций (по счету «Касса», с безналичными денежными средствами, расчетов с подотчетными лицами, поставщиками и подрядчиками, по оплате труда, с дебиторами по доходам);
    • по прочим операциям.
    • карточек;
    • сдачи документов;
    • учета ценных бумаг;
    • депонированных сумм;
    • (сводный) поступления и выбытий.

    Карточки:

    • многографная;
    • учета средств и расчетов;
    • учета выданных кредитов (займов);
    • учета (количественно-суммового) материальных ценностей;
    • учета ожидающих исполнения расчетных документов.
    • инвентарных карточек по учету ОС;
    • инвентаризационные.

    Ведомости:

    • расхождений по результатам инвентаризации;
    • учета невыясненных поступлений.

    Приказ об утверждении регистров бухгалтерского учета

    Регистры бухгалтерского учета — перечень и формы их должны быть утверждены соответствующим приказом. Формы регистров бухгалтерского учета разрабатывает главный бухгалтер, а руководитель утверждает их.

    Образцы ведения налоговых регистров можно найти в статье «Как вести регистры налогового учета (образец)?» .

    Такой приказ обязательно будет затребован для ознакомления проверяющим при проведении налоговой проверки. Исходя из перечисленных там регистров, налоговый инспектор затребует распечатки интересующих его форм.

    Ведь сегодня почти все компании ведут регистры в виде машинограмм.

    А в соответствии с п. 6 ст. 10 закона № 402-ФЗ регистры должны быть оформлены либо на бумажном носителе, либо в электронном варианте и подписаны цифровой подписью. Поэтому регистры придется распечатывать или отправлять в ИФНС в виде подписанного ЭЦП электронного документа.

    Зачастую в приказе утверждаются формы регистров для каждого из счетов: карточка счета, оборотно-сальдовая ведомость, анализ счета. Привязку формирования регистров по счетам бухучета целесообразно представить в табличной форме. В таблице потребуется указать Ф.И.О. ответственного за ведение регистра.

    Таблица с перечислением регистров может быть отображена в приказе так:

    Наименование счета

    Параметры детализации

    Формирование регистров бухучета

    Ф.И.О. ответственного за ведение регистра лица

    Синтетический учет

    Аналитический учет

    Анализ счета

    Карточка счета по кредиту счета

    Карточка счета

    Основные средства (ОС)

    Объекты ОС

    Амортизация ОС

    Объекты ОС

    Доходные вложения в материальные ценности

    Материальные ценности - объекты вложений

    Нематериальные активы (НА)

    Объекты НА

    С образцом ее заполнения можно ознакомиться в нашей статье «Порядок ведения и заполнения кассовой книги — образец»

    Итоги

    Применение регистров бухгалтерского учета является обязательным условием для каждой компании. Ведь на их основании составляется отчетность. А кроме того, они нужны для накопления и систематизации всей важной бухгалтерской информации.

    В коммерческих предприятиях формы регистров бухучета разрабатываются самостоятельно (зачастую на базе уже существующих и часто используемых регламентированных когда-то форм) и утверждаются приказом руководителя. Для госпредприятий формы регистров утверждаются Минфином.

    Налоговые органы вправе требовать от налогоплательщика документы, которые служат основанием для исчисления и уплаты налогов или подтверждают правильность их исчисления и своевременность уплаты (подп. 1 п. 1 ст. 31 НК РФ).

    Налоговики вправе потребовать представления, в частности:

    — документов и информации относительно деятельности её контрагента — в рамках проводимой в отношении его налоговой проверки (п. 1 ст. 93.1 НК РФ);

    — документов и информации относительно конкретной сделки с контрагентом в случае, если в не рамок налоговой проверки возникает обоснованная необходимость получения этих документов (информации) (п. 2 ст. 93.1 НК РФ);

    Требование о представлении указанных документов (информации) направляется организации через налоговый орган в котором она состоит на учёте (п. 3 ст. 93.1 НК РФ);

    Организация, получившая такое требование, в течение пяти рабочих дней обязана либо представить истребуемые документы (информацию), либо сообщить инспекции о том, что не располагает ими (п. 5 ст. 93.1 НК РФ).

    За отказ от представлении запрашиваемых документов или за непредставление их в установленные сроки организация, располагающая указанными документами (информацией), может быть привлечена к ответственности по статье 129.1 НК РФ (п. 6 ст. 93.1 НК РФ).

    Данная статья предусматривает наказание в виде штрафа 5 000 или 20 000 руб., если правонарушение совершено повторно в течение года.

    Таким образом налоговики вправе истребовать только те документы и информацию, которые непосредственно касаются деятельности проверяемого контрагента либо конкретной индивидуально определенной сделки.

    Карточки бухгалтерских счетов это регистры бухгалтерского учета предназначенные для систематизации и накопления информации, содержащейся в принятых к учёту первичных документах (п. 1 ст. 10 Федерального закона от 06.12.11 N 402-ФЗ «О бухгалтерском учёте»).

    Карточки бухгалтерских счетов не относятся к деятельности контрагента организации, а также не могут свидетельствовать о факте совершения хозяйственных операций (сделок) между организацией и её контрагентом. Карточки счетов не являются документами (информацией), служащими основанием для исчисления и уплаты налогов, а также документами, подтверждающими правильность исчисления и своевременность уплаты налогов. Карточки счетов не являются теми документами, которые организация обязана представить налоговому органу в целях осуществления мероприятий налогового контроля в отношении её контрагента.

    Непредставление карточек счетов бухгалтерского учёта не образует состав правонарушения, установленный статьёй 129.1 НК РФ.

    Таким образом, решение налоговых органов о привлечении организации к ответственности по статье 129.1 НК РФ может быть оспорено в суде.

    При проведении налоговой проверки проверяющие потребовали представления карточек бухгалтерских счетов по расчётам с контрагентом. Проверяющая организация отказалась представить карточки бухгалтерских счетов. Насколько правомерно наложение штрафа по статье 129.1 НК РФ?

    • ← Заказчик работ нарушил срок их оплаты, в связи с чем суд удовлетворил иск подрядчика о взыскании с заказчика суммы договорной неустойки (пени за просрочку). Заказчик погасил задолженность за принятые работы, но не перечислил подрядчику сумму неустойки. Вправе ли подрядчик на основании ст. 395 ГК РФ требовать начисления процентов за пользование чужими денежными средствами на сумму неустойки?

    Почти каждой компании доводилось получать требование от ИФНС о необходимости представления документов по различным поводам – проверкам деятельности фирмы или партнеров, с которыми она взаимодействует. Обычно требования инспекции стандартны: предприятие или ИП должны представить инспектору документы по списку к определенному сроку. Рассмотрим, какую документацию подавать следует обязательно, а по какому запросу можно отказать.

    Правовые аспекты

    Ст. 31 НК РФ определяется набор форм, которые ИФНС вправе затребовать – это документы, служащие основой для расчета налогов и подтверждающие их достоверность, а также своевременность платежей. Право их требования у подвергаемых проверке предприятий определяет ст. 93 НК РФ, а сведения о работе проверяемой фирмы могут запрашиваться у ее партнеров или других лиц (ст. 93.1 НК РФ).

    В НК РФ не приводится точный список документов, обязательных к представлению, лишь указано, что на их основе исчисляются налоги (п. 6 ст. 23 НК РФ). Список документов, которые инспекторы имеют право затребовать, открыт. Однако это не значит, что ИФНС может сослаться на потребность в любых документах, и у компании автоматически образуется обязанность их подачи.

    3) расчеты базы налога.

    Карточка бухгалтерских счетов не входит в этот список, но зачастую ИФНС требует ее наряду с другими бухгалтерскими формами.

    Если налоговая запрашивает карточки бухгалтерских счетов

    Казалось бы, предприятие не обязано представлять ИФНС карточки бухучета, но не так все однозначно. Существует немало руководящих документов, регламентирующих представление регистров бухучета в различных ситуациях. Например, в письме Минфина РФ от 11.05.2010 № 03-02-07/1-228 отмечается, что при выездной проверке ИФНС полномочна проверять регистры бухучета и НУ, ведение которых закреплено в УП для целей налогообложения. Решение АС Центрального округа от 29.07.2015 № А35-1029/2014 отмечает, что НК РФ (ст. 21, 54, 93, 313) обязывает компании вести регистры бухучета, а у ИФНС есть право проверки тех из них, что ведутся в утвержденном порядке и на базе положений УП. Непредставление документов, ведение которых для целей НУ не является обязательным (и не закреплено в УП), не влечет налоговой ответственности.

    Хотя карточки счетов не относятся к разряду подобных форм, компании могут их предоставлять, если считают необходимым. На практике чаще так и случается, особенно, если в требовании четко прописано, какие из них необходимы для проверки . Если же требование получено с формулировкой «по обоснованной необходимости», компании часто отказывают в представлении документов, мотивируя как раз необоснованность, поскольку НК РФ никак не комментирует подобную формулировку. В таком случае важно не игнорировать требование ИФНС, а отправить письменный отказ, указывая в нем, например, несостоятельность запроса или несоответствие информации в карточках критериям, предъявляемым НК.

    Карточки бухгалтерских счетов по контрагенту для налоговой

    При встречной проверке ИФНС не вправе запрашивать карточки бухгалтерских счетов в качестве подтверждающих операции с проверяемым контрагентом. Минфином РФ даны разъяснения, что запрашивать могут лишь документы, относящиеся к деятельности контрагента. В карточках же приводится информация о компании, следовательно, она вправе их не представлять.

    Пример

    При встречной проверке у компании затребованы документы, подтверждающие проведение сделок:

    • договор;
    • акт приема-передачи к договору;
    • выписку из книги продаж;
    • карточки бухгалтерских счетов 62, 90.

    Компания, подготовив документы, непосредственно относящиеся к операциям с контрагентом, отказалась предоставить карточки, мотивируя в сопроводительной записке необоснованностью требования по их представлению, поскольку они не служат основанием для расчета и уплаты налогов проверяемого партнера (пп. 11 ст. 21 НК РФ).

    ИФНС расценила действия компании, как отказ от предъявления данных, и оштрафовала (ст. 129.1 НК РФ). Компанией была инициирована процедура досудебного урегулирования спора, но вышестоящий орган (УФНС) встал на сторону инспекции.

    Разбирательство продолжилось в суде, окончившись вынесением решения в пользу компании. Суд решил, что карточки бухсчетов 62 и 90, запрошенные ИФНС, в рассматриваемой ситуации не могут быть признаны документами, которые компания обязана представить ИФНС для проверки контрагента.

    Суд основывал свои выводы исходя из того, что карточки счетов 62 и 90, являясь документами бухучета компании:

    • не касаются деятельности контрагента;
    • не связаны с расчетом и уплатой налогов, т. е., не будучи первичными документами или учетными регистрами, не подтверждают данные НУ.

    Имеющиеся в карточках сведения не могут признаваться информацией, необходимой к представлению в ИФНС для налогового контроля партнера, а, так как карточки счетов не являются обязательными для целей НУ, компания-заявитель не несет ответственности за их непредставление. (Решение АС Республики Бурятия от 05.03.2013 № А10-2526/2012).

    Поделиться