Налог на лошадиные силы чечня. Налогообложение в чеченской республике

Смотрите также:

Любой автовладелец обязан выплачивать ежегодный транспортный налог. Верный его подсчет поможет сделать калькулятор транспортного налога - Чеченская Республика. Если в вашей собственности находится два или более транспортных средств, калькулятор транспортного налога Чеченская Республика поможет рассчитать налог на каждое из них.

Разместить расчет транспортного налога у себя на сайте iframe:

Результат расчета

Введите данные...

Ставки для расчета транспортного налога, который действует на территории региона - Чеченская Республика, варьируются от 12 до 150 рублей за 1 л.с., исходя из мощности авто. В частности, за малолитражку (до 100 л.с.) придется отдать около 1200 рублей в год. А, например, в Санкт-Петербурге налог на эту же автомашину обойдется примерно в 2400 рублей в год. Очень значительная разница. В соответствии с законом города Москвы "О транспортном налоге", физические лица обязуются внести транспортный налог до 03 октября года, следующего за истекшим налоговым сроком.

Какие категории граждан могут получить льготы по налогу? (регион Чеченская Республика)

  • Герои России
  • Герои Советского Союза
  • инвалиды 1 и 2 группы
  • ветераны и инвалиды ВОВ и боевых действий
  • бывшие несовершеннолетние заключенные концлагерей
  • один из родителей (усыновитель, опекун) ребенка-инвалида
  • граждане-владельцы автомобиля мощностью до 70 л.с.
  • и другие.

По законодательству РФ, несколько лет назад все транспортные средства начали облагаться налогом, а если стоимость автомобиля превышает 3 млн. руб., в транспортный налог увеличивается (так называемый налог на роскошь). Наш калькулятор транспортного налога бы создан именно для того, чтобы интересующиеся автовладельцы смогли рассчитать сумму, необходимую для погашения налога на имеющийся в их собственности автомобиль.

В наш калькулятор в регионе Чеченская Республика внесены все действующие в реальное время базовые ставки, и когда вы введете исходные данные калькулятор подтянет все базовые ставки для выбранного региона, то есть калькулятор поможет вычислить сумму транспортного налога, в каком бы регионе России вы не находились, и сколько бы лошадиных сил ни было в вашей машине. В итоге вы получите точную сумму транспортного налога. Так же, транспортный калькулятор проинформировать Вас о транспортном налоге, действующем на эти же самые автомобиле в 2015, 2016 и конечно же в 2017 году.

Как пользоваться калькулятором транспортного налога (Чеченская Республика) ?

Все что вам нужно, чтобы использовать калькулятор - данные о вашем авто. Итак, первое, что Вам нужно ввести - регион расчета. Это регион, в котором вы находитесь и зарегистрированы, на адрес этого региона Вы будете получать письма от налоговой инспекции с просьбой уплатить налог(за несвоевременную уплату законодательство РФ обязует оплатить штраф). Второй пункт после выбора региона - год расчета - тот год, для которого Вам необходимо рассчитать транспортный налог. Если Вам нужно рассчитать налог на настоящее время - отметьте 2017. Следующий доступный нам пункт -количество месяцев владения. Этот пункт будет полезен для тех, кому необходимо рассчитать налог не за целый год, а за несколько месяцев. Ведь, к примеру, может оказаться, что Вы продаете машину через 6 месяцев эксплуатации. Тогда необходимо было бы рассчитывать налог на целый год, а затем получившуюся сумму умножать на 0,5. В нашем случае, калькулятор всё считает сам. Четвёртый пункт калькулятора - категория транспортного средства. Здесь вы выбираете транспортное средство, налогом на которое Вы интересуетесь. Ведь кроме автомобилей, транспортным налогом обложены и другие транспортные средства- квадроциклы, мотоциклы, снегоходы и другие. Наиболее актуальным и насущным вопросом являются легковые авто, их имеет почти каждый. Наш калькулятор способен рассчитать налог абсолютно на любое транспортное средство. Следующий пункт- количество лошадиных сил.

Исходя из этой величины формируются все базовые ставки для разных регионов. Региональные ставки действуют на каждый из следующих промежутков: 50-100 л.с., 100-150 л.с., 150-200 л.с.,200-250 л.с., более 250 л.с для региона Чеченская Республика. Например, ставка на автомобили от 50 до 100 л.с.-3 рубля, а на автомобили от 150 до 200- 30 рублей. Лошадиные силы имеют непосредственное влияние на сумму транспортного налога, ведь именно на лошадиные силы умножается ставка при подсчете налога с помощью калькулятора.

Последний пункт в нашем калькуляторе - стоимость Вашего транспортного средства. Как говорилось в начале статьи, если цена на автомобиля превышает 3 миллиона рублей, будет введен налог на роскошь- на налог начисляется повышающий коэффициент, то есть сумма налога увеличится от 1.2 до 2.5 раз. После заполнения всех этих пунктов, Вам остается лишь нажать кнопку рассчитать, и через несколько секунд калькулятор выдаст вам точную сумму транспортного налога.

Чеченские депутаты отменили нулевую ставку транспортного налога на легковые автомобили мощностью до 150 лошадиных сил. Но только для юридических лиц. Частники в республике продолжают платить символичную сумму даже за самые мощные машины.

Чеченские налоговики этим летом попросили парламент поднять транспортный налог: в республике он самый низкий. За машины мощностью до 150 лошадиных сил полагается нулевая ставка. Самая высокая - 15 рублей - за 250 лошадей и более.

К примеру, владелец авто мощностью 300 лошадиных сил в Грозном платит налог 4,5 тысячи рублей в год. Та же самая машина в Москве обойдется в 45 тысяч рублей.

|Сравнение транспортного налога в Москве и Чечне ||| |Лошадиные силы |Москва |Чечня | |До 70|Бесплатно|Бесплатно| |От 71 до 100|12 рублей|Бесплатно| |От 101 до 125|25 рублей|Бесплатно| |От 126 до 150|35 рублей|Бесплатно| |От 151 до 175|45 рублей|5 рублей | |От 176 до 200|50 рублей|5 рублей| |От 201 до 225|65 рублей|7 рублей| |От 226 до 250|75 рублей|7 рублей| |От 251|150 рублей|15 рублей|

Повысить налог в Чечне пытались еще три года назад. Рассчитывали, что тогда это принесет в бюджет дополнительные 2,5 миллиона рублей. Но не сложилось. И это заслуга местных руководителей, потому как именно регион определяет плату за лошадиные силы, отмечает депутат Госдумы Вячеслав Лысаков.

Вячеслав Лысаков, депутат: Руководители этих субъектов подошли щадяще к собственным автовладельцам, поэтому там действительно очень маленькие транспортные налоги. Почти во всех остальных - ставка транспортного налога привязана, как известно, к мощности, там максимальная ставка принята практически во всех субъектах в отличие от других стран, где транспортный налог практически символичен.

В октябре владельцам разрешили регистрировать машины в любом месте. Появился межрегиональный техосмотр. Проблем с авто, на котором установлен номер другого региона, больше нет. Вопрос: поедут ли обладатели мощных моторов регистрироваться в Чечню или в Дагестан?

Вряд ли, считает член совета директоров группы содействия «Дельта» Глеб Виленский: «Ни в Дагестан, ни в Чечню, ни в другие горячие точки люди не поедут регистрировать машины, потому что просто будут бояться с ними там расстаться. А в другие регионы, в какое-нибудь Черноземье, вполне возможно, что люди будут специально ехать туда и ставить на учет машины. Сейчас уже я вижу в Москве очень много номеров не московских, и это явно люди, которые здесь живут постоянно. Когда это явление станет массовым, наверняка, эта норма налогового законодательства как-то трансформируется».

Есть еще сложность: транспортный налог платится по месту регистрации человека; то есть нужна чеченская или дагестанская прописка. Скорее всего, владельцы мощных авто предпочтут их просто продавать жителям Махачкалы или Грозного. Ведь во всех других регионах подержанные машины от 250 лошадей из-за высокого налога потеряли свою привлекательность.

И настоящим Законом и обязателен к уплате на всей территории Чеченской Республики.

Статья 2. Налогоплательщики

Налогоплательщиками налога (далее в настоящем Законе - налогоплательщики) признаются лица, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения и указанные в статье 3 настоящего Закона.

По транспортным средствам, зарегистрированным на физических лиц, приобретенным и переданным ими на основании доверенности на право владения и распоряжения транспортным средством до 30 июля 2002 года, налогоплательщиком является лицо, которому переданы эти транспортные средства. При этом лица, на которых зарегистрированы указанные транспортные средства, уведомляют налоговый орган по месту своего жительства о передаче на основании доверенности указанных транспортных средств.

Статья 3. Объект налогообложения

Объектом налогообложения признаются автомобили, мотоциклы, мотороллеры, автобусы и другие самоходные машины и механизмы на пневматическом и гусеничном ходу, самолеты, вертолеты, яхты, парусные суда, катера, снегоходы, мотосани, моторные лодки, гидроциклы, несамоходные (буксируемые суда) и другие водные и воздушные транспортные средства (далее в настоящем Законе - транспортные средства), зарегистрированные в установленном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Не являются объектом налогообложения:

1) весельные лодки, а также моторные лодки с двигателем мощностью не выше 5 лошадиных сил;

2) автомобили легковые, специально оборудованные для использования инвалидами, а также автомобили легковые с мощностью двигателя до 100 лошадиных сил (до 73,55 кВт), полученные (приобретенные) через органы социальной защиты населения в установленном законом порядке;

3) воздушные суда, находящиеся в собственности (на праве хозяйственного ведения или оперативного управления) организаций и индивидуальных предпринимателей, основным видом деятельности которых является осуществление пассажирских и (или) грузовых перевозок;

(в ред. )

4) тракторы, самоходные комбайны всех марок, специальные автомашины (молоковозы, скотовозы, специальные машины для перевозки птицы, машины для перевозки и внесения минеральных удобрений, ветеринарной помощи, технического обслуживания), зарегистрированные на сельскохозяйственных товаропроизводителей и используемые при сельскохозяйственных работах для производства сельскохозяйственной продукции;

5) транспортные средства, принадлежащие на праве оперативного управления федеральным органам исполнительной власти, где законодательно предусмотрена военная и (или) приравненная к ней служба;

(в ред. Закона Чеченской Республики от 26.07.2011 N 25-РЗ)

6) транспортные средства, находящиеся в розыске, при условии подтверждения факта их угона (кражи) документом, выдаваемым уполномоченным органом;

7) самолеты и вертолеты санитарной авиации и медицинской службы.

Статья 4. Налоговая база

Налоговая база определяется в соответствии со статьей 359 Налогового кодекса Российской Федерации .

Статья 5. Налоговый период. Отчетный период

1. Налоговым периодом признается календарный год.

2. Отчетными периодами для налогоплательщиков-организаций признаются первый квартал, второй квартал, третий квартал.

(в ред. )

Статья 6. Налоговые ставки

Налоговые ставки устанавливаются в следующих размерах:

Наименование объекта налогообложения

Налоговая ставка (в рублях)

Автомобили легковые с мощностью двигателя (с каждой лошадиной силы):

свыше 100 л.с. до 150 л.с. (свыше 73,55 кВт до 110,33 кВт) включительно

свыше 150 л.с. до 200 л.с. (свыше 110,33 кВт до 147,1 кВт) включительно

свыше 200 л.с. до 250 л.с. (свыше 147,1 кВт до 183,9 кВт) включительно

Мотоциклы и мотороллеры с мощностью двигателя (с каждой лошадиной силы):

до 20 л.с. (до 14,7 кВт) включительно

свыше 20 л.с. до 35 л.с. (свыше 14,7 кВт до 25,74 кВт) включительно

свыше 35 л.с. (свыше 25,74 кВт)

Автобусы с мощностью двигателя (с каждой лошадиной силы):

до 200 л.с. (до 147,1 кВт) включительно

свыше 200 л.с. (свыше 147,1 кВт)

Грузовые автомобили с мощностью двигателя (с каждой лошадиной силы):

до 100 л.с. (до 73,55 кВт) включительно

свыше 100 л.с. до 150 л.с. (свыше 73,55 кВт до 110,33 кВт)

свыше 150 л.с. до 200 л.с. (свыше 110,33 кВт до 147,1 кВт)

свыше 200 л.с. до 250 л.с. (свыше 147,1 кВт до 183,9 кВт)

свыше 250 л.с. (свыше 183,9 кВт)

Другие самоходные транспортные средства, машины и механизмы на пневматическом и гусеничном ходу (с каждой лошадиной силы)

Снегоходы, мотосани с мощностью двигателя (с каждой лошадиной силы):

до 50 л.с. (до 36,77 кВт) включительно

свыше 50 л.с. (свыше 36,77 кВт)

Катера, моторные лодки и другие водные транспортные средства с мощностью двигателя (с каждой лошадиной силы):

до 100 л.с. (до 73,55 кВт) включительно

Яхты и другие парусно-моторные суда с мощностью двигателя (с каждой лошадиной силы):

до 100 л.с. (до 73,55 кВт) включительно

свыше 100 л.с. (свыше 73,55 кВт)

Гидроциклы с мощностью двигателя (с каждой лошадиной силы):

до 100 л.с. (до 73,55 кВт) включительно

свыше 100 л.с. (свыше 73,55 кВт)

Несамоходные (буксируемые) суда, для которых определяется валовая вместимость (с каждой регистровой тонны валовой вместимости)

Самолеты, вертолеты и иные воздушные суда, имеющие двигатели (с каждой лошадиной силы)

Самолеты, имеющие реактивные двигатели (с каждого килограмма силы тяги)

Другие водные и воздушные транспортные средства, не имеющие двигателей (с единицы транспортного средства)

Статья 8. Порядок и сроки уплаты налога и авансовых платежей по налогу

1. Уплата налога и авансовых платежей по налогу производится налогоплательщиками в бюджет по месту нахождения транспортных средств.

(в ред. Закона Чеченской Республики от 30.11.2010 N 59-РЗ)

Абзацы второй - четвертый утратили силу с 1 января 2015 года. - .

2. Налог, подлежащий уплате по истечении налогового периода налогоплательщиками-организациями, уплачивается не позднее срока, установленного для подачи налоговых деклараций за соответствующий налоговый период статьей 8.1 настоящего Закона.

(в ред. Закона Чеченской Республики от 13.01.2017 N 2-РЗ)

Уплата авансовых платежей по итогам отчетного периода налогоплательщиками-организациями производится не позднее последнего числа месяца, следующего за истекшим отчетным периодом.

(в ред. Законов Чеченской Республики от 29.11.2014 N 44-РЗ ,
1. Налогоплательщики-организации по истечении налогового периода представляют в налоговый орган по месту нахождения транспортных средств налоговую декларацию по налогу.

(в ред. Закона Чеченской Республики от 13.01.2017 N 2-РЗ)

2. Налоговые декларации по налогу представляются налогоплательщиками-организациями не позднее 1 февраля года, следующего за истекшим налоговым периодом.

(в ред. Закона Чеченской Республики от 13.01.2017 N 2-РЗ)

Статья 9. Налоговые льготы

От уплаты налога освобождаются:

1) Герои Советского Союза, Герои Российской Федерации, граждане, награжденные орденом Славы трех степеней;

2) Герои Социалистического труда, граждане, награжденные орденом Трудовой Славы трех степеней;

3) ветераны Великой Отечественной войны;

4) категории граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие чернобыльской катастрофы, в соответствии с Законом Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" ;

5) инвалиды I и II группы;

6) лица, признанные пострадавшими от политических репрессий, включая граждан из числа репрессированных народов, подвергшихся репрессиям на территории Российской Федерации по признакам национальной и иной принадлежности;

7) утратил силу с 1 января 2015 года. - Закон Чеченской Республики от 29.11.2014 N 44-РЗ .

Указанные в настоящей статье категории граждан освобождаются от уплаты транспортного налога в отношении одного зарегистрированного за ними транспортного средства с мощностью двигателя до 150 лошадиных сил (до 110,33 кВт) включительно по выбору налогоплательщика, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 статьи 3 настоящего Закона.

(в ред. Закона Чеченской Республики от 13.11.2015 N 44-РЗ)

Статья 10. Заключительные положения

Президент
Чеченской Республики
А.Д.АЛХАНОВ

Транспортный налог в Чеченской республике на 2019 год проходит с отменой нулевой ставки на легковые авто в Чечне при мощности до 150 л.с. Но касается это юридических лиц. В Чеченской республике физические лица продолжают за мощные автомобили выплачивать заниженные суммы.

Чеченская налоговая служба этим летом дала запрос парламенту для поднятия транспортного налога: в республике он считается наиболее низким. За машины при мощности до 150 лошадиных зачислена — 0 ставка. Высшая - 15 рублей при 250 л.с. и более. Например, владелец автомобиля с мощностью 300 лошадиных сил в этом городе оплачивает налог около 4,5 тысячи рублей за год. Этот же автомобиль в Москве обойдется от 30 тысяч рублей.

Юридические лица-плательщики по налогу выплачивают в течение налогового периода авансовые платежи, которые рассчитываются по окончании отчетных периодов в одной четвертой произведения налоговой соответствующей базы, льготных ставок и налоговых.

Период отчета для налогоплательщиков-организаций по налогу являются 1-3 кварталы календарного года. Организациями исчисляется сумма налога и сумма авансовых платежей самостоятельно. Уплата по налогу налоговых и авансовых обложений налогоплательщиками производится по месту нахождения ТС в бюджет.

Авансовый платеж выплачивают не позже последнего дня месяца, идущего следом за завершенным отчетным периодом. Налоговые выплаты производятся за завершенный налоговый период организациями не позже первого февраля года, следующего за завершенным налоговым.

Гражданами оплачивается на машину транспортный налог после того, как будет получено уведомление, направляемое налоговой службой. Стоимость налога на ТС, подлежащая гражданами к уплате, исчисляется налоговой службой с учетом сведений, которые представляются в налоговую службу органами, осуществляющими государственную регистрацию автомобильных средств на территории Федерации.

Налог на выплату за автомобиль физическими лицами-плательщиками в общем порядке должен быть не позже первого декабря в году, следующем за завершенным налоговым периодом, то есть по ставкам 2017 года налог уплачивается в 2019 году, а оплата налога по ставкам за 2019 год — до начала декабря 2019 года.

Имеется обновление: изменился срок уплаты для физических лиц с 2016 года транспортного налога — теперь его необходимо выплатить до начала декабря (раньше срок устанавливался до начала октября).

Если в установленные сроки налог не будет выплачен, это влечет за собой в соответствии с действующим на 2019 год законодательством начисление пени.

Ставка транспортного налогового платежа

Налоговую ставку установили в зависимости от:

  • моторной мощности;
  • тяги двигательного реактива;
  • вместимости валовой ТС;
  • мощности на лошадиную силу двигателя и т. п.

Платежные ставки на иные транспортные средства следующие:

  1. Мотороллеры с мотоциклами до 20 л. с. (при каждой силе) – 3 рубля; больше 20 л. с. – по 6 рублей; больше 35 л. с. – по 15 рублей.
  2. Автобусные средства до 200 л. с. – по 15 рублей; свыше 200 л. с. – по 28 рублей.
  3. Грузовые авто до 100 лошадиных сил – по 9 рублей; свыше 100 – по 15 руб.; свыше 150 – по 19 руб.; больше 200 – по 26 руб.; свыше 250 – по 34 руб.
На другие виды транспорта налоги также устанавливаются в зависимости от мощности. К подобным относятся летательные аппараты, снегоходы, гидроциклы, водные ТС и т. п.

Как рассчитать самостоятельно

Можно рассчитать самостоятельно налоговый размер, если использовать калькулятор. Для этого необходимо мощность автомобильную умножить на ставку по городу. Получится средняя сумма, которая нужна к оплате. Конечный результат немного может отличаться от того, что плательщик посчитает, ведь расчет зависит также от вида машины и иных факторов.

Калькулятор для самостоятельного расчета налога в этом году:

Льготные скидки в Чеченской Республике по транспортному налогу

Законодательство региона устанавливает льготные категории юридических и физ.лиц, которые освобождены от выплаты на автомобиль налога либо платят в меньшем размере. В законе описаны четко те люди, которые не уплачивают налог.

От выплаты в отношении одного зарегистрированного транспортного средства при имеющейся мощности двигателя до 150 лошадиных сил (что значит 110,33 кВт) по выбору налогоплательщика даются льготы:

  1. Героям СССР, Героям России, гражданам, награжденным орденом Славы степеней;
  2. Героям Социалистического труда, гражданам, награжденным орденом Трудовой Славы степеней;
  3. ветеранам ВОВ;
  4. категориям граждан, которые подверглись воздействию радиации вследствие чернобыльской катастрофы, – чернобыльцам;
  5. инвалидам I и II группы;
  6. лицам, признанным пострадавшими от политических репрессий СССР, включая граждан среди репрессированных народов, которые подверглись на территории Российской Федерации репрессиям по признакам принадлежности национальной или иной.
Имеется обновление: в законодательство с 2016 года внесены изменения, в которых введены в мощности автомобилей ограничения при предоставлении льготных учетов – обозначена максимальная двигательная мощность автомобиля в 150 л.с.

Льготы для пенсионеров по старости, ветеранам труда, участников боевых действий, многодетным семьям по уплате налога по транспорту в Чеченской Республике также даются. Дополнительных скидок на автомобили по уплате налога не установили.

Многие жители России воспринимают выплаты Чечне на восстановление ее экономики как позорную дань по итогам чеченской войны. На фоне небоскребов в Грозном и недавно отстроенной мечети, самой большой в Европе, как гордятся в Чечне, сами российские регионы, оплачивающие это восстановление, смотрятся весьма невзрачно. Что только добавляет ощущение несправедливости и неправильности происходящего. И вот глава российского Минфина Антон Силуанов предложил изменить финансирование Чечни, уравняв ее с другими российскими регионами.

Вообще-то финансирование всех регионов из федерального бюджета рассчитывается исходя из их доходов и расходов. А Чечне, начиная с 2000 года, деньги выделяются по прямому инвестированию в объекты социального значения. Федеральный Минфин предложил включить в расчеты собираемые в Чечне налоги. Причем, принять официальное решение об этом уже до конца года. Между тем, правительство Чеченской республики обратилось с просьбой не только сохранить особый режим межбюджетных отношений, но и открыть прямое финансирование производственных объектов на ее территории за счет федеральной казны. Чтобы, дескать, за 5-8 лет создать массовые источники дохода и лишь после этого начать собирать налоги.

Насколько в действительности экономика Чечни готова к самостоятельному обеспечению доходной части своего бюджета? С этим вопросом «СП» обратилась к директору Института национальной стратегии Станиславу Белковскому.

«СП»: - Экономически оправдан сегодня переход к общим правилам финансирования в отношении Чечни?

Экономически, конечно, оправдан. Кроме того, в рамках российской Конституции все субъекты федерации равны. Чечня является дотационным регионом, и в качестве такого должна отчитываться о своих доходах и расходах.

«СП»: - Есть ли сегодня достаточный политический ресурс у федерального Центра, чтобы перевести Чечню на равные правила игры с другими субъектами федерации?

Такого политического ресурса, конечно, нет. После Кавказской войны, начавшейся в 1817 году и формально закончившейся в 1864 году, а по факту растянувшейся до середины 2000 годов, Чечня считает себя победителем. Чечня обложила Россию данью и будет ее собирать, пока находится в ее составе. Это подтверждается высоким реальным влиянием чеченских лидеров в России. Например, Рамзан Кадыров является арбитром во многих спорах в других субъектах Федерации. В том числе - в экономических и бизнес-конфликтах с участием крупных собственников и корпораций. Его решение – последнее и пересмотру не подлежит.

«СП»: - Но разве Антон Силуанов не знает всего этого? Если глава Минфина пошел на такой шаг, значит, он сверил его с президентом России?

Силуанов является представителем той команды, которая привела его на этот пост, и во главе которой стоит Алексей Кудрин. Для него смешно меряться влиянием с Кадыровым. Было много военных и политиков, начиная с Виктора Казанцева и заканчивая Хлопониным, которые были уверены, что справятся с Чечней очень быстро. Однако во всех этих схватках Кадыров очень быстро оказался победителем. Он гораздо более силен, чем чистый аппаратчик Силуанов. Сегодня, по моему мнению, Кадыров считает себя вторым после Путина федеральным политиком в России, если не первым.

«СП»: - То есть, начинание Минфина заранее обречено на поражение?

Кадыров очень хитер. Этот не тот рубаха-парень, которым он был еще лет пять назад. Он стал очень опытным аппаратным игроком. До тонкостей изучил византийские правила игры. Я допускаю, что он может принять формальное соответствие Чечни общим правилам финансирования, но при этом обязательно будет какой-то обходной маневр, боковая схема, по которой деньги из Центра будут идти в Грозный.

Директор Института проблем глобализации (ИПРОГ) Михаил Делягин считает, что Москва не настроена решительно добиваться того, чтобы Чечня стала обычным российским регионом.

«СП»: - Федеральный и чеченский минфины имеют совершенно различные представления о том, как дальше обеспечивать доходы этой республике...

В этом споре я на стороне чеченского минфина. Это спор о том, нормальный это регион или не нормальный. Я читаю, что этот регион живет не как другие. И будет жить по-другому. Чечня не является обычным регионом. В Пермской области, в Москве, почти в каждом субъекте Федерации есть личный представитель чеченского президента. Фактически это его послы, причем в любом субъекте гарантирована личная неприкосновенность всем членам семьи представителей Кадырова. После событий в Сагре мы знаем, о чем идет речь...

«СП»: - Но господин Силуанов – человек умный. Неужели он вот просто так решил разворотить этот пучок проблем, не получив «добро» сверху?

У федерального Минфина бюрократический подход. Режим контртеррористической операции отменен. Международный аэропорт в Грозном функционирует без охраны. Формально работают суды, российская правоохранительная система, проходят выборы. Ну, значит, должны быть и обычные межбюджетные отношения.

«СП»: - Есть ли сегодня у Москвы возможность решить чеченские проблемы, чтобы это стал нормальный субъект федерации?

Я считаю, что возможностей – сколько угодно. Нет желания. Просто такая задача не ставится. Но, если ее решать, начинать надо было не с бюджетных трансфертов.

«СП»: - А с чего?

С судов шариата. С того, как вообще там работает судебная, правоохранительная система. С равенства прав граждан перед законом независимо от национальности. Поищите ролик в Интернете, как жена полпреда чеченского президента в Москве паркует машину. К ней подходят молодые люди, просят сделать это поаккуратнее. Тут же приезжают люди и начинают рассказывать этим парковщикам, как им головы отрежут и все остальное. Во времена Лужкова в Москве был паритет сил лужковской команды и представителей чеченских деловых кругов. С приходом Собянина, похоже, произошел явный крен во влиянии выходцев из Чечни.

«СП»: - Это связано с тем, что Кадыров считает себя самым влиятельным после Путина?

Я не знаю, кем считает себя Кадыров. Спросите это у него. Но знаю, что многие люди, изгнанные из России окружением Путина, вернулись в страну через Кадырова. И про то, что он арбитр во многих экономических спорах – тоже правда. Хотя я не могу называть фамилии этих бизнесменов – это личная информация. Отнеситесь с пониманием.

«СП»: - То есть, Россия так и будет платить дань?

Московские князья в Золотой орде налогов не собирали, они сами платили. И радовались, когда им головы не резали.

«СП»: - То есть ответ про налогооблагаемую базу – это такой вежливый посыл подальше?

Невежливый. После того, как нам показали по телевизору отлакированный Грозный, это явный посыл подальше. Не можете сделать Чечню нормальной республикой – не нарывайтесь! Нет желания решать серьезные проблемы и делать ее нормальным регионом – не нарывайтесь! Я посмотрел бы на другого политика, хотя бы и федерального уровня, который пришел бы на официальный прием к президенту в трениках под видеокамеры!

«СП»: - Почему же Путин позволяет это?

Возможно, ему хватило той чеченской войны. Возможно, он не считает Кадырова оппозицией, а считает его опорой против всякого рода «оранжевых» революций. Такой козырь в рукаве на случай политических волнений.

«СП»: - Когда короли в беде вспоминают про гасконца?

Если вы о книжке «Три мушкетера», то там у гасконцев было другое понятие об обращении со стариками, женщинами, детьми и представителями бизнеса.

Поделиться