Региональный и муниципальный долг. Агентство «РИА Рейтинг» сравнило регионы РФ по уровню долговой нагрузки Богатым регионам разрешат финансировать полицию

Наибольший вклад в сокращение суммарного объема государственного долга регионов РФ, который, по данным Минфина, уменьшился с начала текущего года на 6% до 2,212 трлн рублей на 1 октября, внесли Свердловская область и Москва. Об этом сообщает агентство «РИА Рейтинг», составившее рейтинг субъектов РФ по уровню долговой нагрузки по итогам девяти месяцев 2017 года.

Как указывают аналитики, в структуре государственного долга продолжает увеличиваться доля бюджетных кредитов : на 1 октября 2017 года она составила 50%. Доля коммерческих кредитов снизилась на 10 процентных пунктов до 24%. В девяти российских регионах на бюджетные кредиты приходится 100% государственного долга, и еще в четырех эта доля превышает 90%.

Коммерческие кредиты присутствуют в структуре долга 55 российских регионов, в то время как годом ранее таких регионов насчитывалось на 13 больше. В 14 регионах доля коммерческих кредитов в общей долговой структуре превышает 50%, в том числе в Ненецком автономном округе она составляет 100%. Но долговая нагрузка на бюджет НАО невысокая: на 1 октября отношение госдолга к налоговым и неналоговым доходам бюджета округа составило 16,5%, показав заметное снижение по сравнению с результатом на конец 2016 года. Из 14 регионов, где доля коммерческих кредитов выше 50% госдолга, в девяти долговая нагрузка на бюджет превышает 80%.

Удельный вес государственных ценных бумаг вырос до 21%. Наибольшая доля государственных ценных бумаг в общем объеме госдолга по-прежнему наблюдается в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре (87%). Ямало-Ненецкий автономный округ нарастил долю государственных ценных бумаг до 82%. Доля государственных гарантий в структуре региональных долгов за девять месяцев 2017 года не изменилась и составляет 4%.

В России состоялось первое федеральное размещение региональных гособлигаций для физлиц

Ямало-Ненецкий автономный округ провел размещение дебютного выпуска государственных облигаций для населения. Эмитентом выступил департамент финансов ЯНАО, агентами по размещению - Газпромбанк и Запсибкомбанк.

Объем муниципального долга составил 353,9 млрд рублей, что на 2,8% ниже, чем на 1 января 2017 года. Суммарный объем госдолга всех субъектов РФ и долга муниципальных образований, входящих в состав субъектов РФ, на 1 октября составил 2,566 трлн рублей (минус 5,6% с начала года).

Российские регионы по-прежнему демонстрируют разнонаправленную динамику объемов государственного долга, при этом сократить долговое бремя удалось в 49 регионах, в том числе в 15 регионах госдолг за девять месяцев уменьшился более чем на 20%. Лидером стала Республика Крым, чей государственный долг снизился на 92,6%. Также существенно сократили свою задолженность Санкт-Петербург (на 42,6%), Пермский край (на 39,9%), Тверская область (на 33,5%) и Чувашская Республика (на 30,5%).

В шести российских регионах объем государственного долга за девять месяцев 2017 года не изменился, в 28 - вырос. Опережают всех по темпам наращивания объемов госдолга Калмыкия (плюс 25,4%) и Ингушетия (плюс 25,1%). Еще в трех регионах РФ объем государственного долга вырос более чем на 15%. В Севастополе и Сахалинской области государственный долг по-прежнему отсутствует.

Самый значительный госдолг остается у Краснодарского края (142,2 млрд рублей), но за девять месяцев текущего года он уменьшился на 5,2%. Следующая за ним тройка регионов с объемом госдолга, превышающим 90 млрд рублей, также не изменилась. В эту группу входят Московская область (90,4 млрд рублей), Красноярский край (92,8 млрд) и Татарстан (93,4 млрд), причем в первых двух регионах за текущий год объем госдолга немного сократился, а в Татарстане остался без изменений.

Продемонстрировавшие самое заметное снижение госдолга в абсолютном выражении Свердловская область и Москва уменьшили показатель на 16,6 млрд и 14,1 млрд рублей соответственно. Еще в девяти регионах госдолг сократился на 6-9 млрд. Эти 11 регионов-лидеров обеспечили 73% сокращения суммарного госдолга субъектов РФ.

Из 28 регионов, нарастивших государственный долг, самое заметное увеличение в абсолютном выражении отмечается в Костромской области (плюс 5,1 млрд рублей), Якутии (плюс 5,3 млрд) и Мордовии (плюс 6,5 млрд).

Общий уровень долговой нагрузки регионов продолжает снижаться. Отношение суммарного госдолга всех регионов на 1 октября 2017 года к суммарному объему налоговых и неналоговых доходов за 12 месяцев (с 1 сентября 2016-го по 1 сентября 2017-го) составило 30%, что на 3,8 п. п. ниже, чем в начале 2017 года. Но диапазон значений в региональном разрезе по-прежнему весьма широк: от 0% в Севастополе и Сахалинской области до 194,2% в Мордовии.

Помимо Мордовии, еще в семи регионах РФ объем государственного долга превышает налоговые и неналоговые доходы бюджета (включая заявившую сегодня о финансовой катастрофе Хакасию с показателем долговой нагрузки 144,5%. - Прим. Банки.ру). Помимо Мордовии и Хакасии в число регионов с долговым бременем, превышающим доходы, входят Костромская область, Кабардино-Балкария, Карелия, Смоленская, Псковская области, а также Еврейская автономная область.

Хакасия заявила о финансовой катастрофе​ в регионе

Верховный совет Хакасии обратился к премьер-министру России Дмитрию Медведеву и председателю Госдумы Вячеславу Володину с просьбой выделить региону 28,2 млрд рублей, говорится в сообщении на сайте совета.

В 39 российских регионах государственный долг на 1 октября 2017 года находится в диапазоне от 50% до 100% объема налоговых и неналоговых доходов бюджета, из них в 23 субъектах РФ госдолг превышает 70% собственных доходов.

Низкий уровень долговой нагрузки (до 10%) сохраняется в десяти российских регионах. В эту группу вернулась Республика Крым, практически полностью погасившая свой госдолг, также в эту десятку входят Севастополь и Сахалинская область с нулевой долговой нагрузкой, Тюменская область, Санкт-Петербург, Москва, Алтайский край, Ленинградская область, Приморский край и Владимирская область.

На 1 октября долговую нагрузку снизили 57 российских регионов. Лидером по снижению стала Астраханская область (минус 38,7 п. п.), в топ-тройке также Тверская область (минус 22,7 п. п.) и Кемеровская область (минус 21,2 п. п.). Наиболее существенно в Кабардино-Балкарии (плюс 36,5 п. п.), Костромской области (плюс 20,4 п. п.) и Мордовии (плюс 18,2 п. п.).

По мнению экспертов агентства «РИА Рейтинг», тенденцию по сокращению государственного долга и долговой нагрузки, вероятно, не получится сохранить до конца года. Несмотря на то что региональные власти стали более консервативно подходить к вопросу наращивания заимствований, в ноябре - декабре многим приходится прибегать к этому способу пополнения региональной казны для исполнения различных социальных обязательств. Поэтому «РИА Рейтинг» по итогам 2017 года ожидает роста госдолга регионов в пределах 5%, а налоговых и неналоговых доходов региональных бюджетов - в пределах 10%. В таком случае долговая нагрузка составит 31-32% и по сравнению с результатом прошлого года существенно не изменится.

Число российских регионов с высоким уровнем долговой нагрузки сократилось до пяти, следует из доклада НРА. Рекорд по размеру долга в России установила Мордовия

Фото: Алексей Филиппов / РИА Новости

Число российских регионов, находящихся в так называемой красной зоне (превышение госдолга над собственными доходами регионального бюджета), за год сократилось с восьми до пяти, говорится в исследовании Национального рейтингового агентства (есть у РБК). По итогам 2017 года в этот список наиболее закредитованных регионов входят Мордовия, Хакасия, Костромская область, Карелия и Кабардино-Балкария.

Мордовия сохраняет статус крупнейшего должника. За прошлый год долговая проблема региона не только не приблизилась к решению, но и усложнилась, отмечается в исследовании НРА. Если по итогам 2016 года долг республики составлял 176% от налоговых и неналоговых доходов регионального бюджета, то на 1 января 2018 года он превысил 200%, что является абсолютным рекордом для регионов России.

В двух других проблемных регионах с высокой долговой нагрузкой — Костромская область (111,07%) и Хакасия (122,55%) — впервые в новейшей истории . Это значит, что из-за большого объема накопленных долгов они смогут тратить деньги лишь под контролем Федерального казначейства. «Фактически это означает внедрение внешнего управления региональным бюджетом и госдолгом. В наступившем году данная практика может быть распространена и на другие регионы с высоким госдолгом», — отмечает НРА.

О планах Минфина использовать особый инструмент для регионов, чей долг будет превышать заложенные параметры, стало известно в конце прошлого года. Выступая в декабре в Госдуме, что регионы, у которых общий объем долговых обязательств по предоставленным бюджетным кредитам с начала года составил свыше 80% доходов их собственных бюджетов, будут переводиться на казначейское сопровождение.

Также с 1 января была запущена программа реструктуризации бюджетных кредитов регионов. Продлится она семь лет, за этот срок из бюджета 55 млрд руб. В первые два года регионам нужно будет выплачивать каждый год только 5% своего долга, что, по оценке президента, позволит субъектам «вызволить» 438 млрд руб.

Вместе с тем за 2017 год число регионов, находящихся в «зеленой зоне» (госдолг в размере менее 10% от собственных доходов регионального бюджета), выросло с девяти до одиннадцати. Сейчас ним относятся Ханты-Мансийский автономный округ, Владимирская область, Республика Крым, Санкт-Петербург, Приморский край, Ленинградская область, Алтайский край, Москва, Тюменская область, а также Севастополь и Сахалинская область (в последних двух регионах государственной задолженности вообще нет).

Регионы отказываются от помощи банков

Совокупный объем госдолга регионов России в прошлом году незначительно снизился (на 1,6%) и составил 2,315 трлн руб., следует из данных Минфина. В структуре совокупного госдолга регионов по состоянию на 1 января 2018 года бюджетные кредиты составляли 43,64% от общего объема. Годом ранее данный показатель был 42,09%, следует из исследования НРА.

«Федеральный центр продолжает политику предоставления регионам дешевых бюджетных кредитов, однако объемы такого финансирования постепенно сокращаются и претендовать на него могут в основном слабые регионы, в то время как сильным приходится искать альтернативные источники долгового финансирования», — пишет агентство.

Что касается банковских кредитов (почти 667 млрд руб. на 1 января), их доля в структуре госдолга регионов продолжает снижаться (с 34,36 до 28,81% в 2017 году). Доля же государственных долговых ценных бумаг, наоборот, растет (с 19,44 до 23,69%). По мнению авторов исследования, данная тенденция свидетельствует о том, что для регионов более привлекательным вариантом становится выпуск облигаций, а не получение банковских кредитов.

«Долговые ценные бумаги регионов России пользуются спросом у инвесторов (большая часть облигаций субъектов РФ торгуются выше номинала), а текущие рыночные условия делают их размещение более выгодным по сравнению с привлечением кредитов от коммерческих банков», — говорится в отчете.

По итогам 2017 года 52 субъекта уменьшили свой государственный долг, следует из оперативного доклада Счетной палаты об исполнении бюджета . Наибольшее сокращение госдолга отмечено в Челябинской области и Москве — в 1,8 раза, Ленинградской области — в 1,6 раза, Приморье — на 29,8%, Ямало-Ненецком автономном округе — на 25%.

Рост госдолга, по данным Счетной палаты, был зафиксирован в 31 субъекте. Среди «отличившихся» регионов аудиторы называют Санкт-Петербург — в 2,5 раза, Камчатский край — на 37,9%, Мордовию — на 24,3%, Республику Адыгея — на 21,7%, Тульскую область — на 18,7%.

При этом, как отмечает ведомство, сохраняется зависимость регионов от финансовой помощи из федерального бюджета. «Доходы восьми су​бъектов на 1 января 2018 года более чем на 60% сформированы за счет безвозмездных поступлений от других бюджетов бюджетной системы РФ», — следует из доклада. Речь идет об Ингушетии, Чечне, Тыве, Дагестане, Республике Алтай, Крыме, Карачаево-Черкесии и Калининградской области.

Специалисты разведывательно-аналитической компании Stratfor о том, что происходит в российских регионах.

После двух с половиной лет в условиях глубокой рецессии экономика России наконец начала восстанавливаться.

Москва затянула пояс, и ее усилия приносят свои плоды, хотя цены на нефть так и не вернулись к прежним заоблачным высотам, да и экономические санкции против страны никуда не делись.

На самом деле у России есть все шансы выйти из рецессии уже в этом году. Согласно прогнозам Всемирного банка , в 2017-м экономика страны снова начнет расти - на 1,5%; это стало возможным благодаря более тщательному планированию бюджета, в который наконец-то были заложены реалистичные цены на нефть. В страну возвращаются и иностранные инвестиции - мир начал понимать, как работать с Россией в условиях санкций. Западные кредитные рейтинговые агентства, такие как Standard & Poor"s, даже повысили прогноз для страны с негативного до стабильного.

Но, несмотря на общий экономический подъем, россияне все еще находятся в отчаянном положении. Четверти российских компаний в 2016 году пришлось сократить зарплаты или даже отложить их выплату на неопределенный срок. Среднемесячная зарплата снизилась на 8% (после падения на 9,5% в 2015 году) и теперь составляет менее $450 - это меньше среднемесячной заработной платы в Китае, Польше или Румынии. Уровень бедности вырос почти до 15%. И, к ужасу Кремля, у местных властей дела обстоят ненамного лучше.

Сокрушительные трудности

Огромная территория России разделена на 85 регионов различных форм и размеров (причем два из них, Севастополь и Крым, которые до 2014 года принадлежали Украине, так и не признаны частью России международным сообществом).

По данным Минфина России, только 10 из 85 регионов России сумели сохранить экономическую или финансовую стабильность; в основном речь идет или о крупных промышленных центрах, или о мегаполисах со значительной налоговой базой. В 2015 году таких регионов было вдвое больше.

Из 75 оставшихся 30 выживают лишь благодаря тому, что прямые федеральные субсидии составляют не менее 33% их бюджетов. Каждый год Кремль выделяет дотационным регионам 3,5 млрд долларов, причем половина этих средств достается лишь 10 из них: Дагестану, Чечне, Якутии, Камчатке, Крыму, Алтаю, Туве, Бурятии, Ставропольскому краю и Башкирии.

Таким образом, более чем половине регионов России с трудом удается выполнять социальные обязательства и бюджетные требования федерального правительства.

70 регионов России направляют 63% своих доходов в федеральный бюджет. Федеральное правительство возвращает в виде субсидий и межбюджетных трансфертов не более 20% полученных средств. За последние четыре года сумма, подлежащая перечислению в бюджет, выросла на 12%; в этом году Кремль планирует повысить ее еще на 2%.

Что еще хуже, после финансового кризиса 2008−2009 годов Москва переложила на региональные правительства большую часть бремени социальных расходов . В 2011 и 2012 годах, после выхода на третий президентский срок, Владимир Путин издал ряд указов, которые были призваны повысить уровень жизни в стране, - от замены ветхого жилья до повышения заработной платы для врачей и учителей. Так называемые майские указы повысили региональные бюджеты на десятки миллиардов долларов. Всего несколько лет спустя страна оказалась в финансовом кризисе.

Сочетание рецессии и растущих финансовых обязательств привело к значительному дефициту бюджета для большинства регионов России. Ходят слухи, что в период с 2016 по 2018 год Минфин позволил нескольким региональным правительствам довести дефицит бюджета почти до 10% под обещание к 2019-му вернуть его к официально разрешенному уровню в 3%. Однако у 17 регионов дефицит даже превысил 10%; бюджетный дефицит Республики Хакасия, к примеру, сейчас составляет 43%.

Региональные органы власти активно занимают средства, чтобы заполнить дыры в бюджетах и финансировать существующую задолженность. Для этого они обращаются к госбюджетному кредитованию, коммерческим ссудам, ценным бумагам и облигациям и финансовым кредитам.

Поскольку федеральный бюджет тоже с трудом сводит концы с концами, регионам приходится все больше и больше полагаться на коммерческое кредитование, в основном со стороны российских банков - 75% таких займов выдал Сбербанк (MICEX : SBER). Хотя показатели задолженности российских регионов постоянно меняются и по-разному оцениваются различными агентствами, Standard & Poor"s считает, что совокупный долг регионов страны составляет более 100 млрд долларов. Если эта оценка верна, региональные органы власти России ответственны за большую часть общего долга страны.

Региональный рост

Тяжелое положение регионов не сулит ничего хорошего для Кремля, и не только с финансовой точки зрения. На протяжении всей истории России Кремль обеспечивал руководителям многих регионов достаточную автономию, чтобы компенсировать тот факт, что Москва не может уделять одинаковое внимание каждому из них. Эта система облегчила бремя контроля над чудовищно огромной территорией, но в результате Кремлю постоянно приходится думать о том, как обеспечить лояльность региональных властей федеральному правительству.

После распада Советского Союза десятки регионов старались отделиться от России или получить больше автономии; попытки Чечни получить независимость в 90-е привели к двум войнам. Во время финансового кризиса 1998 года многие региональные руководители воспротивились требованиям федерального правительства к финансированию бюджета, объявив приоритетной задачей собственное выживание.

Сегодня Кремль сталкивается с похожей проблемой. В конце 2016 года отношение долга к доходам для более чем 25 регионов России оказалось выше 85%; для Республики Мордовия это отношение приближается к 200%. Более того, у регионов не осталось иного пути к восстановлению экономики , кроме увеличения заимствований - а это вряд ли жизнеспособное решение.

По оценке Standard & Poor"s, региональным органам власти придется занять еще 20 млрд долларов только чтобы заплатить за обслуживание имеющегося долга в этом году. Семь регионов балансируют на грани финансовой нестабильности. Тем не менее Кремль продолжает требовать все больше денег, и многие регионы начинают сопротивляться.

Все чаще региональные органы власти оказываются не в состоянии погасить свои федеральные или банковские кредиты. Минфин признал, что за последние два года более десятка регионов перестали платить по своим государственным кредитам, а четыре даже объявили дефолт по международным кредитам. К тому же растущий финансовый стресс вызвал негативную реакцию со стороны некоторых региональных лидеров.

27 декабря Президент Татарстана Рустам Минниханов осудил план Кремля по изъятию региональных доходов как «крайне опасный» и «глупый». Минниханов даже сравнил текущую экономическую политику Москвы с раскулачиванием сталинской эпохи и созданием колхозов, в результате которого погибли миллионы крестьян.

В ответ на тираду Минниханова, которая транслировалась по национальному телевидению, премьер-министр Дмитрий Медведев заявил, что «Татарстан должен знать свое место».

Москва ищет ответ

Не считая резкой реплики Медведева, реакция Кремля на экономические потрясения и недовольство регионов была неоднозначной. На пресс-конференции в декабре Путин назвал растущую задолженность регионов «серьезным» вопросом, но при этом явно склонялся к тому, что регионы сами виноваты в нарушении установлений федерального правительства по бюджетному дефициту.

Министерство экономического развития, тем временем, предложило повысить финансовую поддержку регионов в этом году на 9% (30 млрд долларов) - весьма впечатляющий рост по сравнению с 300 тыс. долларов, заложенными в текущем бюджете.

Но Москва не решилась скорректировать бюджет и намерена и дальше навязывать жесткую экономическую политику в регионах. Путин призвал министра финансов Антона Силуанова к 2019 году реализовать новый бюджетный кодекс, который позволил бы эффективнее соблюдать существующие стандарты в отношении дефицита регионального бюджета и уровня долга. Любой регион, не выполнивший федеральные требования, рискует навлечь санкции (хотя пока неясно, какие именно). План быстро набирает популярность в Думе.

Тем временем Москва расправляется с неподконтрольными региональными лидерами. Менее чем за два года трое российских губернаторов были арестованы по обвинению в коррупции. Один из них, бывший губернатор Кировской области , был связан с либеральными кругами, которые в последние годы часто становятся мишенью Кремля. Однако другой региональный руководитель, бывший глава Республики Коми , был членом правящей партии «Единой России».

Российские СМИ подробно освещали каждый арест - на экранах мелькали кадры столов, заваленных деньгами, инкрустированных бриллиантами авторучек и дорогих подарков, которые лидеры якобы делали девушкам по вызову.

Путин нанес еще один удар по региональным лидерам 23 января, подписав закон, обязывающий всех губернаторов раскрывать свои активы и доходы. Кроме того, несмотря на то что Кремль, как правило, активно вмешивается в губернаторские выборы, в последнее время среди руководителей российских регионов значительно выросло число сотрудников службы безопасности. Кроме того, чтобы сократить власть губернаторов, Путин начал назначать судей региональных и районных судов.

Несколько рассеянная реакция Кремля на возмущение регионов отчасти обусловлено соперничеством между российскими спецслужбами, контролирующими региональную политику. В 2016 году Федеральная служба безопасности (ФСБ) разработала новую систему оценки работы губернаторов на основе уровня экономической стабильности в подконтрольных регионах, поддержки электората и отношениях с Кремлем.

Вскоре после этого Федеральная служба охраны (ФСО) - которая предельно лояльна Путину и последние несколько лет конфликтует с ФСБ - придумала собственную цветовую схему оценки работы губернаторов и уровня стабильности в регионах. Затем Путин приказал Национальной гвардии объединиться с сотрудниками ФСО, чтобы оценить уровень одобрения политики региональных руководителей среди населения. ФСБ тем временем тоже начала наращивать свое присутствие в регионах.

Финансовая нестабильность российских регионов вызвана не только сложным экономическим положением страны, но и борьбой за власть в Кремле. Хотя Москва и располагает средствами для предотвращения финансовых кризисов в регионах, она никак не может решить, что именно ей следует предпринять. И пока федеральное правительство не разрешило внутренние споры, оно мало чем поможет своим региональным субъектам.

  • проверить исполнение бюджета субъекта РФ;
  • исполнение бюджета может быть передано под контроль Министерства финансов РФ;
  • может прибегнуть к другим мерам, включенным в бюджетное законодательство РФ.

Задолженность субъекта РФ гасится в определенные временные сроки, предусмотренные условиями займа, и не могут быть больше 30 лет.

Бюджетным кодексом установлено, что исполнительные органы субъекта РФ обладают всеми полномочиями по формированию денежных поступлений в бюджет субъекта и с целью погашения своих задолженностей и средств на .

Государственный долг управляется исполнительным органом субъекта РФ. Это положение предусмотрено бюджетным кодексом РФ. Бюджетный кодекс не дает четкое определения понятию управление долговым обязательством.

Анализ государственного долга субъекта РФ

Если опираться на теорию, раскрывающую содержание этого понятия, то структура государственного долга субъекта РФ включает следующие действия:

1) Оценивается текущее состояние и прогноз на предстоящий период госдолга при учете определения показателей, согласно которых определяется сумма погашения и обслуживания долга.

2) Определяется объем, форма и условия заимствования денежных средств у государства субъектом РФ. Регистрация займов проводится в определенном порядке.

3) Установление объемов и условий предоставления госгарантии субъекта РФ в определенном порядке.

4) Установления финансового контроля над получением государственных займов, погашения и обслуживания госдолга.

5) Подготовка и осуществление действий по улучшению структуры госдолга, в том числе сюда включаются и , принадлежащие государству, реструктуризация госдолга, управление рисками государственного займа.

Бюджетный кодекс РФ построен с тем учетом, что РФ не отвечает за долговые обязательства субъектов РФ, если гарантия на указанные обязательства не была дана РФ. Субъекты РФ и муниципальные структуры не отвечают за свои долговые обязательства, если гарантия на них не была выдана ими. Погашение и обслуживание внутреннего займа, взятого у государства, проводится согласно федеральным законам субъекта РФ.

Погашение госдолга включает в себя следующие положения:

а) возврат денежной суммы взятой в долг у города;

б) возврат денежной суммы, взятой в долг по кредитам;

в) возврат основной задолженности по бюджетным ссудам и бюджетному кредитованию, полученным городом от финансовых источников других уровней.

Погашение и обслуживание госдолга

Обслуживание госдолга осуществляется за счет возмещаемых расходов бюджетных средств города, связанных и выполнением долговых обязательств. В текущие расходы входят:

а) выплата процентов в соответствии с договором по госзайму;

б) выплата налога за операции с представляющими ценность госбумагами;

в) остальные расходы, покрывающие организацию, сопровождение возникновение и выполнение обязательств по выплате долга.

Погашение и обслуживание госдолга осуществляется в соответствии с финансовыми органами.

Погашение госдолга учтено в источниках финансирования дефицитных средств бюджета при помощи сокращения количеств финансовых поступлений на погашение дефицита. Исключение составляет по госгарантиям, по которым осуществляемые гарантийные платежи приводят к возникновению равноценных требований со стороны города по отношению к задолжавшему, который не выполнил данное в гарантии обязательство.

Исполнение обязательств по госгарантиям, по которым выплаты приводят к возникновению равноценных требований со стороны города к задолжавшему выявлены в составе расхода бюджетных средств в качестве предоставления бюджетного кредитования. Все расходы, связанные с покрытием долга перед государством, выявлены в бюджете города в качестве расходов на обслуживание долга города.

Структура государственного долга субъекта РФ предполагает установления порядка и отражение в бюджетах поступления денежных средств от займов и других задолженностей. Они отражены в бюджете как источники покрытия бюджетного дефицита.

Все расходы на выплаты по долговым обязательствам, включая (разница между стоимостью размещения и стоимостью погашения по ценным госбумагам субъекта федерации) - отражено в бюджете в качестве расходов на обслуживание долга.

Государственного задолженность субъекта РФ предполагает процесс реструктуризации и прекращение долговых обязательств при обоюдном соглашении сторон. Реструктуризация осуществляется за счет частичного списания или сокращения задолженности.

Будьте в курсе всех важных событий United Traders - подписывайтесь на наш

У каждого шестой республики или области страны задолженность составляет выше годового ее дохода

Россия по-прежнему остается империей в том смысле, что разница между отдельными регионами достигает нереальных величин. Не стали исключением и государственные финансы. Коэффициент долга к налоговым и неналоговым доходам у российских регионов находится в диапазоне от 0% почти до 200%.

В числе самых благополучных субъектов РФ (с долговой нагрузкой менее 10% годового дохода) Москва и Санкт-Петербург, где «прописано» большинство крупнейших компаний России, нефтегазовые регионы Сахалинская и Тюменская области, Ханты-Мансийский автономный округ плюс недавно присоединенные Севастополь и Республика Крым. Причем у Сахалинской области и Севастополя на 1 января 2016 года долгов не было.

На противоположном краю 14 регионов, у которых долг превышает годовой доход. В их числе исконно русские, сейчас депрессивные регионы Нечерноземья Смоленская, Псковская и Костромская области, приволжские республики Марий Эл и Мордовия (последняя с долговой нагрузкой почти вдвое больше годового дохода является антилидером среди всех субъектов РФ), республики Северного Кавказа Ингушетия и Северная Осетия. А также несколько регионов Восточной Сибири и Дальнего Востока Чукотский автономный округ, Забайкальский край и Еврейская автономная область.

Суммарный долг регионов на 1 января 2016 года превышал 2,3 трлн рублей (совокупные доходы около 6,3 трлн рублей). При этом около трети долга 809 млрд рублей составили бюджетные кредиты от федерального центра. Если из задолженности регионов вычесть бюджетные кредиты, то есть учитывать только «коммерческий» долг, то ни у одного региона России долговая нагрузка не превышает годового дохода.


Игорь Терентьев

ИА «РБК» , 05.12.16, «Чечня и Крым пошли на поправку»

Федеральные дотации Чечне и Крыму в 2017 году практически останутся на уровне 2016 года, хотя дотации остальным регионам вырастут более чем на 15%, следует из поправок правительства ко второму чтению бюджета.

Чечня после резкого выступления своего руководителя Рамзана Кадырова против сокращения финансирования республики получит из федерального бюджета в 2017 году дотации на 40,4 млрд руб. - почти столько же, сколько в 2016 году. Это следует из поправок правительства ко второму чтению бюджета на 2017–2019 годы. Их в минувшую пятницу без обсуждения одобрил комитет Госдумы по бюджету.

Дотации Республике Крым незначительно снизятся в 2017 году (до 37,2 млрд руб.), следует из тех же поправок.

Часть дотаций Чечня и Крым получат в общем порядке - так называемые дотации регионам на выравнивание бюджетной обеспеченности. Распределение дотаций на выравнивание представлено в приложении, одобренном комитетом вместе с соответствующей поправкой правительства. Эти дотации распределялись в конце ноября на заседании трехсторонней комиссии, куда входят депутаты, сенаторы и чиновники Минфина, поясняли ранее РБК депутаты комитета по бюджету. Согласно этому приложению Чечне в 2017 году предназначена сумма в 24 млрд руб., Крыму - 18,5 млрд.

Это крупные, но не самые выдающиеся суммы: к примеру, Дагестан в 2017 году получит 52,4 млрд руб., Якутия - 36,6 млрд руб., Камчатка - 37,16 млрд руб. Эти три региона и в 2016 году должны стать крупнейшими получателями дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности. В общей сложности на этот вид дотаций регионам федеральный бюджет выделит в 2017 году 614,6 млрд руб. - на 100 млрд руб. больше, чем в 2016-м.

Отдельной поправкой для Чечни, Крыма и Севастополя правительство решило выделить еще один вид дотаций - на сбалансированность их бюджетов. Согласно инициативе правительства Чечня получит на сбалансированность 16,4 млрд руб., Крым - 18,65 млрд, Севастополь - 5,17 млрд (дотация на выравнивание бюджетной обеспеченности для Севастополя предусмотрена в размере 2,17 млрд руб.). Эта правительственная поправка также одобрена комитетом Думы по бюджету. Как распределятся дотации остальным регионам на сбалансированность бюджетов, в поправках не сказано.

В результате и Чечня, и Крым станут получателями одних из самых крупных федеральных дотаций в 2017 году: финансирование Чечни (без учета различных субсидий и субвенций, которые ей полагаются наряду с другими регионами) составит 40,4 млрд руб., а Крыма - 37,15 млрд руб. В 2016 году Чечня получит дотации примерно на 41 млрд руб., а Крым - на 37,8 млрд руб.

Никаких пояснений этим решениям ни представители правительства, ни руководство бюджетного комитета Думы не дали, у депутатов инициатива правительства вопросов не вызвала.

Общий объем дотаций из федерального бюджета регионам России запланирован на 2017 год в размере 738,3 млрд руб. - примерно на 97 млрд руб. (15%) больше, чем ожидается по итогам 2016 года, следует из материалов проекта федерального бюджета, который сейчас готовится ко второму чтению. Это значит, что дотации остальным регионам (кроме Чечни и Крыма) вырастут более чем на 15%.

Ранее в конце октября глава Чечни Рамзан Кадыров выступил против планов Минфина урезать финансирование бюджета республики. По его словам, раньше власти Чечни «соглашались на сокращение бюджета», но нынешний план федеральных властей грозит неисполнением социальных обязательств чеченскими властями. Министр финансов Антон Силуанов ответил на это, что опасения Кадырова преждевременны: глава Чечни не может знать, какую дотацию получит республика в будущем году, так как межбюджетные трансферы тогда еще не были распределены.

Кадыров выступил против планов Минфина урезать бюджет Чечни

Крымские и севастопольские власти публично об увеличении финансирования из федерального бюджета не просили. Однако для этих регионов правительство предусмотрело не только дотации, но и внесло ко второму чтению большой пакет поправок, который предусматривает их дополнительное субсидирование по всем направлениям.

Доходы бюджета Чечни на 85% складываются из безвозмездных поступлений из федерального центра (дотации, субвенции, субсидии и прочие поступления), а доходы бюджета Крыма - на 67%, следует из законов о бюджетах на 2016 год двух республик.

Какие еще поправки подготовлены ко второму чтению

Четверть бюджетных кредитов зарезервируют «на всякий случай»

Комитет по бюджету одобрил поправку единороссов о двукратном увеличении бюджетных ассигнований на кредиты регионам в 2017 и 2018 годах. Общий объем сверхдешевых бюджетных кредитов регионам будет увеличен со 100 млрд до 200 млрд руб. ежегодно. Однако пока между регионами будет распределено лишь 150 млрд руб. в виде кредитов, отметил председатель бюджетного комитета Андрей Макаров. 50 млрд руб. останется в резерве на случай, если каким-то регионам в течение года потребуется срочная помощь, пояснил депутат.

Депутаты нашли способ обойтись без повышения страховых взносов на медицину

Повышения страховых взносов с 5,1 до 5,9% в Фонд обязательного медстрахования (ФОМС) в 2019 году не будет. Комитет Думы по бюджету одобрил поправку своего председателя Андрея Макарова к бюджету этого фонда, согласно которой дефицит ФОМС будет компенсирован из федерального бюджета. Новый механизм балансировки, о намерении выработать который ранее заявляли РБК источники в правительстве и Думе, будет таким: если сборы ФОМС с работающего населения в 2019 году окажутся меньше 1,3 трлн руб., будет принято решение о повышении тарифа на обязательное медицинское страхование неработающего населения, следует из текста поправки Макарова. Повышение ставки взносов с неработающего населения будет означать рост расходов региональных бюджетов, так как за медицинскую помощь неработающему населению ФОМСу платят региональные власти. Однако поправка Макарова устанавливает, что одновременно с повышением ставки взносов на неработающее население федеральные власти введут специальную субсидию регионам, чтобы те могли расплатиться с ФОМСом.

Богатым регионам разрешат финансировать полицию

Регионам, которые не получают дотаций из федерального бюджета, разрешат субсидировать федеральный бюджет «в целях софинансирования исполнения расходных обязательств России по материально-техническому обеспечению деятельности полиции». Такую правительственную поправку 2 декабря одобрил комитет Думы по бюджету. В настоящее время регионов-доноров в России 13, говорил по другому поводу председатель комитета по бюджету Андрей Макаров. Ранее представители МВД на заседании комитета по бюджету заявляли о нехватке в 2017–2019 годах почти 500 млрд руб. на борьбу с преступностью. Ко второму чтению бюджета правительство нашло дополнительные средства на исполнение соответствующей госпрограммы, но далеко не в тех объемах, о которых просило МВД.

Правительство на 20 млрд руб. умерило ожидания по дивидендам «Роснефтегаза»

Правительство снизило на 20 млрд руб. минимальную планку по дивидендам, которые в 2017 году ждет от государственного «Роснефтегаза» (владеет 69,5% акций «Роснефти» и 10,97% акций «Газпрома»). Согласно принятому Думой в первом чтении проекту бюджета от компании ожидали 156,46 млрд руб. (все, что больше этой суммы, было обещано передать госкомпаниям, разрабатывающим самолет Ил-114 и модернизирующим Ил-96). Ко второму чтению правительство попросило сократить ожидаемый минимум дивидендов «Роснефтегаза» до 136 млрд руб. Объяснений такому решению чиновники депутатам не дали.

Светлана Бочарова

Поделиться