Собственные доходы местных бюджетов виды особенности. Доходы местных бюджетов. Структура собственных доходов

В соответствии со ст. 6 Бюджетного кодекса РФ, местный бюджет это форма образования и расходования денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций местного самоуправления .

Местный бюджет имеет доходную и расходные части. Доходы бюджета – поступающие в бюджет денежные средства, за исключением средств, являющихся источниками финансирования дефицита бюджета. Расходы бюджета – выплачиваемые из бюджета денежные средства, за исключением средств, являющихся источниками финансирования дефицита бюджета.

Превышение расходов бюджета над его доходами называется дефицитом бюджета , а превышение доходов бюджета над его расходами – профицитом бюджета .

В соответствии со ст. 264.6 Бюджетного кодекса РФ, ст. 29 Устава города Нижнего Новгорода, ст. 95 Положения о бюджетном устройстве и бюджетном процессе в г. Нижнем Новгороде, утвержденного постановлением городской Думы от 25.06.2008 № 120, рассмотрев представленный администрацией г. Нижнего Новгорода отчет об исполнении бюджета г. Нижнего Новгорода за 2012 год, городская Дума г. Нижнего Новгорода своим решением от 29 мая 2013 года № 70 «Об исполнении бюджета города Нижнего Новгорода за 2012 год» утвердила отчет об исполнении бюджета г. Нижнего Новгорода за 2012 год по доходам в сумме 21.890.563,7 тыс. руб., по расходам в сумме 23.024.020,3 тыс. руб. с превышением расходов над доходами (дефицит бюджета г. Нижнего Новгорода) в сумме 1.133.456,6 тыс. руб.

Доходы местных бюджетов формируются в соответствии с бюджетным и налоговым законодательством. Они включают :

1) налоговые доходы. К ним относятся доходы от предусмотренных законодательством России о налогах и сборах федеральных налогов и сборов, в том числе от налогов, предусмотренных специальными налоговыми режимами, региональных и местных налогов, а также пеней и штрафов по ним;

2) неналоговые доходы. К ним относятся:

доходы от использования имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности, за исключением имущества бюджетных и автономных учреждений, а также имущества государственных и муниципальных унитарных предприятий, в том числе казенных;

доходы от продажи имущества (кроме акций и иных форм участия в капитале, государственных запасов драгоценных металлов и драгоценных камней), находящегося в государственной или муниципальной собственности, за исключением имущества бюджетных и автономных учреждений, а также имущества государственных и муниципальных унитарных предприятий, в том числе казенных;

доходы от платных услуг, оказываемых казенными учреждениями;

средства, полученные в результате применения мер гражданско-правовой, административной и уголовной ответственности, в том числе штрафы, конфискации, компенсации, а также средства, полученные в возмещение вреда, причиненного Российской Федерации, субъектам РФ, муниципальным образованиям, и иные суммы принудительного изъятия;

средства самообложения граждан;

иные неналоговые доходы.

3) безвозмездные поступления. К ним относятся:

дотации из других бюджетов бюджетной системы РФ;

субсидии из других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации (межбюджетные субсидии);

субвенции из федерального бюджета и (или) из бюджетов субъектов Российской Федерации;

иные межбюджетные трансферты из других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации;

безвозмездные поступления от физических и юридических лиц, международных организаций и правительств иностранных государств, в том числе добровольные пожертвования.

Итак, в доходы местных бюджетов зачисляются субвенции , предоставляемые на осуществление органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий, переданных им федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации. Субвенции распределяются пропорционально численности населения (отдельных групп населения) или потребителей соответствующих бюджетных услуг муниципального образования с учетом объективных условий, влияющих на стоимость этих бюджетных услуг (объем выплат), и утверждаются на очередной финансовый год по каждому муниципальному образованию и виду субвенции.

Местные бюджеты могут получать субсидии , которые представляют собой бюджетные средства, предоставляемые местному бюджету на условиях долевого финансирования целевых расходов. В целях предоставления местным бюджетам субсидий для долевого финансирования инвестиционных программ и проектов развития общественной инфраструктуры муниципальных образований в составе расходов бюджета субъекта Российской Федерации может быть образован фонд муниципального развития .

В целях выравнивания уровня бюджетной обеспеченности муниципальных образований, в других случаях, предусмотренных бюджетным законодательством РФ, местным бюджетам предоставляются дотации – межбюджетные трансферты, предоставляемые на безвозмездной и безвозвратной основе без установления направлений и (или) условий их использования

Субвенции, субсидии и дотации относятся к формам межбюджетных трансфертов , под которыми понимаются средства, предоставляемые одним бюджетом бюджетной системы Российской Федерации другому бюджету бюджетной системы Российской Федерации.

К собственным доходам местных бюджетов относятся:

1) средства самообложения граждан;

2) доходы от местных налогов и сборов;

3) доходы от региональных налогов и сборов;

4) доходы от федеральных налогов и сборов;

5) безвозмездные поступления из других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, включая дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности муниципальных образований, субсидии и иные межбюджетные трансферты и другие безвозмездные поступления;

6) доходы от имущества, находящегося в муниципальной собственности;

7) часть прибыли муниципальных предприятий, остающейся после уплаты налогов и сборов и осуществления иных обязательных платежей, в размерах, устанавливаемых нормативными правовыми актами представительных органов муниципального образования, и часть доходов от оказания органами местного самоуправления и казенными муниципальными учреждениями платных услуг, остающаяся после уплаты налогов и сборов;

8) штрафы, установление которых в соответствии с федеральным законом отнесено к компетенции органов местного самоуправления;

9) добровольные пожертвования;

10) иные поступления в соответствии с федеральными законами, законами субъектов РФ и решениями органов местного самоуправления.

Состав собственных доходов местных бюджетов может быть изменен федеральным законом только в случае изменения перечня вопросов местного значения и (или) изменения системы налогов и сборов Российской Федерации.

Муниципальные образования вправе привлекать заемные средства. «Под муниципальными заимствованиями понимаются муниципальные займы, осуществляемые путем выпуска ценных бумаг от имени муниципального образования, и кредиты, привлекаемые в соответствии с положениями Бюджетного кодекса РФ в местный бюджет от других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации и от кредитных организаций, по которым возникают муниципальные долговые обязательства».

Право осуществления муниципальных заимствований от имени муниципального образования в соответствии с Бюджетным кодексом РФ и уставом муниципального образования принадлежит местной администрации.

К долговым обязательствам муниципального образования относится и муниципальная гарантия – это вид долгового обязательства, в силу которого муниципальное образование (гарант) обязано при наступлении предусмотренного в гарантии события (гарантийного случая) уплатить лицу, в пользу которого предоставлена гарантия (бенефициару), по его письменному требованию определенную в обязательстве денежную сумму за счет средств соответствующего бюджета в соответствии с условиями даваемого гарантом обязательства отвечать за исполнение третьим лицом (принципалом) его обязательств перед бенефициаром.

Доходы местных бюджетов представляют собой поступления денежных средств в централизованные денежные фонды, предназначенные для обеспечения задач и функций местного самоуправления. Они выражают экономические отношения по поводу распределения и перераспределения той части национального дохода, которая связана с формированием бюджетов муниципальных образований.

Доходы местных бюджетов

Доходы местного бюджета могут быть сгруппированы по источникам и способам их получения. Выделяют следующие основные группы доходов местных бюджетов:

  • - налоговые и неналоговые;
  • - законодательно закрепленные (собственные) и полученные от государства в порядке бюджетного регулирования (регулирующие) или целевого регулирования для выполнения отдельных государственных полномочий и программ.

Первая группировка отражает бюджетную классификацию, введенную в целях обеспечения единой методологии и сопоставимости показателей бюджетов всех уровней. Вторая классификация используется при анализе степени самостоятельности местных бюджетов, достаточности собственной финансовой базы местного самоуправления.

Налоговые доходы местных бюджетов включают:

  • -собственные налоговые доходы местных бюджетов от местных налогов и сборов;
  • -отчисления от федеральных и региональных регулирующих налогов и сборов;
  • -государственную пошлину (за исключением государственной пошлины, зачисляемой в доходы федерального бюджета по нормативу 100 %).

Неналоговые доходы местных бюджетов формируются за счет:

доходов от использования имущества, находящегося в муниципальной собственности; доходов от продажи муниципального имущества; безвозмездных перечислений; штрафов и иных сумм принудительного изъятия; части прибыли муниципальных унитарных предприятий, остающейся после уплаты налогов и иных обязательных платежей.

В соответствии с делением источников доходов бюджета на собственные и регулирующие доходная часть местных бюджетов включает: собственные доходы; поступления от регулирующих доходов;

финансовую помощь в различных формах (дотации, субвенции, средства регионального фонда финансовой поддержки муниципальных образований); средства, полученные по взаимным расчетам.

Собственные доходы бюджета - это доходы, которые закреплены на постоянной основе полностью или частично за определенным уровнем бюджетной системы.

Основной составляющей собственных доходов являются налоговые доходы. Они формируются за счет налогов и сборов, имеющих обязательный или безвозмездный характер перечисления в бюджет. Доля налогов и сборов в составе собственных доходов местных бюджетов доходит до 50 и более процентов.

Закрепление налогов означает, что органы власти соответствующего уровня управления наделяются исключительным правом собирать и расходовать поступления от определенного вида налогов, а также самостоятельного установления ставок налога и налогооблагаемой базы.

Первостепенность государственных интересов над местными обусловливает закрепление за нижестоящими бюджетами наименее значительных по объему и периодичности сбора налоговых источников, которые зачастую недостаточны для полновесного финансирования расходов местного бюджета. Это вызывает необходимость перераспределения между бюджетами наиболее значимых по объемам и стабильности поступления федеральных и региональных налогов, в результате чего формируется такой источник местного бюджета, как регулирующие доходы.

Регулирующие доходы бюджета - это отчисления от федеральных и региональных налогов и иных платежей, перераспределяющиеся между бюджетами различных уровней по установленным нормативам в виде процентных отчислений на очередной финансовый год, а также на долговременной основе (не менее чем на 3 года) с целью покрытия бюджетных дефицитов в порядке бюджетного регулирования.

Регулирующие доходы поступают в местный бюджет из бюджетов вышестоящих уровней, по нормативам, ежегодно утверждаемым в процессе принятия федерального бюджета и бюджетов субъектов РФ. Доходы местных бюджетов могут также включать финансовую помощь в различных формах (дотации, субвенции, средства фонда финансовой поддержки муниципальных образований). Особое место в составе доходов местных бюджетов занимают средства по взаимным расчетам, в состав которых включают финансовые средства, передаваемые органами государственной власти органам местного самоуправления для выполнения ими отдельных государственных полномочий, для реализации федеральных региональных законов (связанных в основном с предоставлением социальных льгот отдельным группам населения) или для компенсаций потерь, вызванных решениями органов государственной власти в процессе исполнения бюджета.

В состав собственных доходов местных бюджетов входят: местные налоги и сборы; доли федеральных и региональных налогов и акцизов, законодательно закрепленных за местными бюджетами на постоянной основе; доходы от приватизации, реализации, сдачи в аренду муниципального имущества, а также установленная законодательством доля доходов от приватизации государственного имущества, находящегося на территории муниципального образования; платежи за пользование недрами и природными ресурсами, установленные в соответствии с федеральными законами; доходы от проведения муниципальных займов и лотерей; часть прибыли рентабельных муниципальных предприятий; доходы от муниципальных ценных бумаг; штрафы, подлежащие перечислению в местные бюджеты в соответствии с законодательством; государственная пошлина, установленная федеральным законодательством; другие платежи, установленные федеральными и региональными законами.

Одним из элементов собственных доходов муниципальных бюджетов являются местные налоги. Местные налоги - это обязательные безвозмездные платежи, которые устанавливаются органами местного самоуправления и полностью поступают в местные бюджеты. Местные налоги составляют источник доходов территориальных бюджетов в унитарных государствах и бюджетов нижнего уровня в федерациях. Они представляют собой наиболее диверсифицированный вид налоговых платежей, определяемый историческими, экономическими и другими особенностями конкретной страны.

Органы исполнительной власти могут предоставлять налоговые кредиты, отсрочки и рассрочки по уплате налогов и других обязательных платежей в бюджет местного уровня в соответствии с налоговым законодательством в пределах лимитов, установленных в законе о бюджете на соответствующий финансовый год. Это обусловлено тем, что решения органов исполнительной власти не должны влиять на наполняемость бюджетов. Другим элементом доходных поступлений местных бюджетов выступают неналоговые доходы. Они составляют менее значительную долю поступлений в бюджет (от 5 до 30 % в различных странах), чем налоговые доходы. Вместе с тем они имеют важное значение для обеспечения самостоятельности муниципальных властей и их финансовой устойчивости, поскольку отражают действительные возможности органов местного самоуправления управлять принадлежащей им собственностью, осуществлять хозяйственную деятельность, финансовые операции и т. д. Неналоговые доходы в меньшей степени, чем налоги, зависят от экономических, политических и социальных факторов.

К источникам местных неналоговых доходов во всех странах относят доходы от управления муниципальной собственностью (сдача в аренду муниципального имущества и земли, прибыль от использования муниципального имущества, доходы по муниципальным ценным бумагам) и доходы от продажи муниципальной собственности, получаемые в результате ее приватизации. Определенную долю в неналоговых доходах занимают штрафы и пени, взимаемые муниципальными властями за несоблюдение хозяйствующими субъектами различных видов законодательств. К неналоговым платежам можно отнести также платежи за пользование недрами и природными ресурсами, доходы от проведения муниципальных займов и лотерей, оказание муниципальными структурами платных услуг населению, часть прибыли муниципальных предприятий, государственную пошлину. В последнее время наблюдается тенденция к возрастанию роли неналоговых платежей в местные бюджеты.

Доходы местного бюджета - поступающие в местный бюджет денежные средства, за исключением средств, являющихся в соответствии с Бюджетным кодексом, источниками финансирования дефицита бюджета.
К доходам местного бюджета относятся налоговые доходы, неналоговые доходы и безвозмездные поступления. Собственными доходами бюджетов являются налоговые доходы, неналоговые доходы, доходы, полученные бюджетами в виде безвозмездных поступлений, за исключением субвенций.
К налоговым доходам местного бюджета относятся доходы от предусмотренных законодательством Российской Федерации о налогах и сборах федеральных налогов и сборов, в том числе от налогов, предусмотренных специальными налоговыми режимами, региональных и местных налогов, а также пеней и штрафов по ним. Для каждого вида муниципального образования Бюджетным кодексом установлен свой перечень налоговых доходов.
В соответствии со ст. 15 Налогового кодекса РФ к местным налогам относятся земельный налог и налог на имущество физических лиц. Муниципальными правовыми актами представительного органа муниципального образования вводятся местные налоги, устанавливаются налоговые ставки по ним и предоставляются налоговые льготы по местным налогам в пределах прав. Как указал Конституционный Суд РФ в Определении от 24 марта 2005 года № 34-О, представительный орган муниципального образования вправе самостоятельно решать лишь вопрос, вводить или не вводить налоги, установленные Налоговым кодексом РФ, а также утверждать правила дифференцирования средних ставок по местоположению, по зонам различной градостроительной и т.п. ценности на соответствующей территории, определять порядок и сроки уплаты, правила предоставления льгот и т. д. Исчерпывающий перечень налогов порождает только право, но не обязанность устанавливать налог. Определение смысла понятия «установление налогов и сборов» возможно только с учетом основных прав человека и гражданина, закрепленных в статьях 34 и 35 Конституции РФ, а также конституционного принципа единства эко-
44
номического пространства.
В бюджеты поселений зачисляются налоговые доходы от следующих местных налогов, устанавливаемых представительными органами поселений:
44 Определение Конституционного Суда РФ от 24 марта 2005 года № 34-О «Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы открытого акционерного общества «Пассажирское автотранспортное предприятие № 1» на нарушение конституционных прав и свобод положениями статьи 15 Федерального закона «О федеральном бюджете на 1999 год», статьи 18 Федерального закона «О федеральном бюджете на 2000 год», статьи 12 Федерального закона «О федеральном бюджете на 2001 год», статьи 1 Федерального закона «Об индексации ставок земельного налога» и статьи 7 Федерального закона «О внесении изменений и дополнений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие акты законодательства Российской Федерации» // Консуль- тантПлюс.
В бюджеты поселений зачисляются налоговые доходы от следующих федеральных налогов и сборов, в том числе налогов, предусмотренных специальными налоговыми режимами:
- налога на доходы физических лиц - по нормативу 10 процентов;
- государственной пошлины за совершение нотариальных действий должностными лицами органов местного самоуправления поселения, уполномоченными в соответствии с законодательными актами Российской Федерации на совершение нотариальных действий, за выдачу органом местного самоуправления поселения специального разрешения на движение по автомобильной дороге транспортного средства, осуществляющего перевозки опасных, тяжеловесных и (или) крупногабаритных грузов, - по нормативу 100 процентов.
В бюджеты поселений зачисляются налоговые доходы от федеральных налогов и сборов, в том числе налогов, предусмотренных специальными налоговыми режимами, и (или) региональных налогов по нормативам отчислений, установленным органами государственной власти субъектов РФ.
В бюджеты поселений зачисляются налоговые доходы от федеральных налогов и сборов, в том числе налогов, предусмотренных специальными налоговыми режимами, региональных и (или) местных налогов по нормативам отчислений, установленным представительными органами муниципальных районов.
В бюджеты муниципальных районов подлежат зачислению налоговые доходы от следующих местных налогов, устанавливаемых представительными органами муниципальных районов:
- земельного налога, взимаемого на межселенных территориях, - по нормативу 100 процентов;
- налога на имущество физических лиц, взимаемого на межселенных территориях, - по нормативу 100 процентов.
В бюджеты муниципальных районов подлежат зачислению налоговые доходы от следующих федеральных налогов и сборов, в том числе налогов, предусмотренных специальными налоговыми режимами:
- налога на доходы физических лиц - по нормативу 20 процентов;
- налога на доходы физических лиц, взимаемого на межселенных территориях, - по нормативу 30 процентов;
- единого сельскохозяйственного налога - по нормативу 35 процентов;
- единого сельскохозяйственного налога, взимаемого на межсе- ленных территориях, - по нормативу 70 процентов;
- государственной пошлины (подлежащей зачислению по месту государственной регистрации, совершения юридически значимых действий или выдачи документов) - по нормативу 100 процентов: по делам, рассматриваемым судами общей юрисдикции, мировыми судьями (за исключением Верховного Суда РФ); за выдачу разрешения на установку рекламной конструкции; за выдачу органом местного самоуправления муниципального района специального разрешения на движение по автомобильной дороге транспортного средства, осуществляющего перевозки опасных, тяжеловесных и (или) крупногабаритных грузов;
- государственной пошлины за совершение нотариальных действий должностными лицами органов местного самоуправления муниципального района, уполномоченными в соответствии с законодательными актами Российской Федерации на совершение нотариальных действий в населенном пункте, который расположен на межсе- ленной территории и в котором отсутствует нотариус.
В бюджеты городских округов и муниципальных районов, городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга подлежит зачислению государственная пошлина за предоставление лицензий на розничную продажу алкогольной продукции, выдаваемых органами местного самоуправления, по нормативу 100 процентов.
В бюджеты муниципальных районов подлежат зачислению налоговые доходы от федеральных налогов и сборов, в том числе налогов, предусмотренных специальными налоговыми режимами, и (или) региональных налогов по нормативам отчислений, установленным органами государственной власти субъектов РФ.
В бюджеты городских округов зачисляются налоговые доходы от следующих местных налогов, устанавливаемых представительными органами городских округов:
- земельного налога - по нормативу 100 процентов;
- налога на имущество физических лиц - по нормативу 100 процентов.
В бюджеты городских округов зачисляются налоговые доходы от следующих федеральных налогов и сборов, в том числе налогов, предусмотренных специальными налоговыми режимами:
- налога на доходы физических лиц - по нормативу 30 процентов;
- единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности - по нормативу 100 процентов;
- единого сельскохозяйственного налога - по нормативу 70 процентов;
- государственной пошлины (подлежащей зачислению по месту государственной регистрации, совершения юридически значимых действий или выдачи документов) - по нормативу 100 процентов: по делам, рассматриваемым судами общей юрисдикции, мировыми судьями (за исключением Верховного Суда РФ); за выдачу разрешения на установку рекламной конструкции; за выдачу органом местного самоуправления специального разрешения на движение по автомобильной дороге транспортного средства, осуществляющего перевозки опасных, тяжеловесных и (или) крупногабаритных грузов;
В бюджеты городских округов зачисляются налоговые доходы от федеральных налогов и сборов, в том числе налогов, предусмотренных специальными налоговыми режимами, и (или) региональных налогов по единым нормативам отчислений, установленным законами субъектов РФ для зачисления соответствующих налоговых доходов в бюджеты городских округов. В бюджеты городских округов зачисляются налоговые доходы от налога на доходы физических лиц по дополнительным нормативам отчислений, установленным органами государственной власти субъектов РФ.
К неналоговым доходам местного бюджета относятся:
- доходы от использования и продажи имущества, находящегося в муниципальной собственности, за исключением имущества бюджетных и автономных учреждений, а также имущества муниципальных унитарных предприятий, в том числе казенных. Сюда относятся доходы, получаемые в виде арендной либо иной платы за передачу в возмездное пользование муниципального имущества, за исключением имущества бюджетных и автономных учреждений, а также имущества муниципальных унитарных предприятий, в том числе казенных; средства, получаемые в виде процентов по остаткам бюджетных средств на счетах в кредитных организациях; средства, получаемые от передачи имущества, находящегося в муниципальной собственности (за исключением имущества бюджетных и автономных учреждений, а также имущества муниципальных унитарных предприятий, в том числе казенных) в залог, в доверительное управление; плата за пользование бюджетными кредитами; доходы в виде прибыли, приходящейся на доли в уставных капиталах хозяйственных обществ, или дивидендов по акциям, принадлежащим муниципальным образованиям, часть прибыли муниципальных предприятий, остающейся после уплаты налогов и сборов и осуществления иных обязательных платежей, в размерах, устанавливаемых нормативными правовыми актами представительных органов муниципального образования и др. Эти доходы, как и средства, полученные от приватизации непрофильных для публичного образования объектов недвижимости, предназначены, прежде всего, для поддержания на надлежащем уровне сферы услуг, относящихся к жизнеобеспечению населения муниципального образования, поскольку позволяют наращивать соответствующую инфраструктуру за счет приобретения необходимых объектов муниципальной собственности и поддерживать в должном техническом состоянии объекты, находящиеся в муниципальной собственности, чем достигаются конституционно значимые цели публичного управления. Не препятствует использованию муниципальными образованиями установленных законом способов привлечения денежных средств и иного имущества для формирования доходов местных бюджетов, в том числе такого, как сдача муниципального имущества в аренду;
- доходы от оказания органами местного самоуправления и казенными муниципальными учреждениями платных услуг. Порядок оказания муниципальных услуг определяется Федеральным законом от 27 июля 2010 года № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг». Муниципальная услуга - деятельность по реализации функций органа местного самоуправления, которая осуществляется по запросам заявителей в пределах полномочий органа, предоставляющего муниципальные услуги, по решению вопросов местного значения;
- штрафы, установление которых в соответствии с федеральным законом отнесено к компетенции органов местного самоуправления;
- средства самообложения граждан. Под средствами самообложения граждан понимаются разовые платежи граждан, осуществляемые для решения конкретных вопросов местного значения. Размер платежей в порядке самообложения граждан устанавливается в абсолютной величине равным для всех жителей муниципального образования, за исключением отдельных категорий граждан, численность которых не может превышать 30 процентов от общего числа жителей муниципального образования и для которых размер платежей может быть уменьшен. Вопросы введения и использования разовых платежей граждан решаются на местном референдуме (сходе граждан);
- иные неналоговые доходы.
В бюджеты муниципальных районов и бюджеты городских округов подлежит зачислению плата за негативное воздействие на окружающую среду по нормативу 40 процентов.
В бюджеты городских округов до разграничения государственной собственности на землю поступают:
- доходы от передачи в аренду земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена и которые расположены в границах городских округов, а также средства от продажи права на заключение договоров аренды указанных земельных участков - по нормативу 80 процентов;
- доходы от продажи земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена и которые расположены в границах городских округов, - по нормативу 80 процентов.
В бюджеты муниципальных районов до разграничения государственной собственности на землю поступают:
- доходы от продажи земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена и которые расположены в границах межселенных территорий муниципальных районов, - по нормативу 100 процентов;
- доходы от продажи земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена и которые расположены в границах поселений, - по нормативу 50 процентов;
- доходы от передачи в аренду земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена и которые расположены в границах межселенных территорий муниципальных районов, а также средства от продажи права на заключение договоров аренды указанных земельных участков - по нормативу 100 процентов.
В бюджеты поселений до разграничения государственной собственности на землю поступают:
- доходы от передачи в аренду земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена и которые расположены в границах поселений, а также средства от продажи права на заключение договоров аренды указанных земельных участков - по нормативу 50 процентов;
- доходы от продажи земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена и которые расположены в границах поселений, - по нормативу 50 процентов.
В бюджеты поселений, муниципальных районов, городских округов подлежит зачислению плата за пользование водными объектами в зависимости от права собственности на водные объекты по нормативу 100 процентов.
В бюджеты городских округов поступают:
- доходы от продажи земельных участков, которые расположены в границах городских округов, находятся в федеральной собственности и осуществление полномочий Российской Федерации по управлению и распоряжению которыми передано органам государственной власти субъектов РФ, - по нормативу не менее 50 процентов, если законодательством соответствующего субъекта РФ не установлено иное;
- доходы от передачи в аренду земельных участков, которые расположены в границах городских округов, находятся в федеральной собственности и осуществление полномочий Российской Федерации по управлению и распоряжению которыми передано органам государственной власти субъектов РФ, а также доходы от продажи прав на заключение договоров аренды таких земельных участков - по нормативу не менее 50 процентов, если законодательством соответствующего субъекта РФ не установлено иное;
- доходы от продажи объектов недвижимого имущества одновременно с занятыми такими объектами недвижимого имущества земельными участками, которые расположены в границах городских округов, находятся в федеральной собственности и осуществление полномочий Российской Федерации по управлению и распоряжению которыми передано органам государственной власти субъектов РФ, - по нормативу не менее 50 процентов, если законодательством соответствующего субъекта РФ не установлено иное.
В бюджеты муниципальных районов поступают:
- доходы от продажи земельных участков, которые расположены на межселенных территориях, находятся в федеральной собственности и осуществление полномочий Российской Федерации по управлению и распоряжению которыми передано органам государственной власти субъектов РФ, - по нормативу не менее 50 процентов, если законодательством соответствующего субъекта РФ не установлено иное;
- доходы от передачи в аренду земельных участков, которые расположены на межселенных территориях, находятся в федеральной собственности и осуществление полномочий Российской Федерации по управлению и распоряжению которыми передано органам государственной власти субъектов РФ, а также доходы от продажи прав на заключение договоров аренды таких земельных участков - по нормативу не менее 50 процентов, если законодательством соответствующего субъекта РФ не установлено иное;
- доходы от продажи объектов недвижимого имущества одновременно с занятыми такими объектами недвижимого имущества земельными участками, которые расположены на межселенных территориях, находятся в федеральной собственности и осуществление полномочий Российской Федерации по управлению и распоряжению которыми передано органам государственной власти субъектов РФ, - по нормативу не менее 50 процентов, если законодательством соответствующего субъекта РФ не установлено иное.
В бюджеты поселений поступают:
- доходы от продажи земельных участков, которые расположены в границах поселений, находятся в федеральной собственности и осуществление полномочий Российской Федерации по управлению и распоряжению которыми передано органам государственной власти субъектов РФ, - по нормативу не менее 50 процентов, если законодательством соответствующего субъекта РФ не установлено иное;
- доходы от передачи в аренду земельных участков, которые расположены в границах поселений, находятся в федеральной собственности и осуществление полномочий Российской Федерации по управлению и распоряжению которыми передано органам государственной власти субъектов РФ, а также доходы от продажи прав на заключение договоров аренды таких земельных участков - по нормативу не менее 50 процентов, если законодательством соответствующего субъекта РФ не установлено иное;
- доходы от продажи объектов недвижимого имущества одновременно с занятыми такими объектами недвижимого имущества земельными участками, которые расположены в границах поселений, находятся в федеральной собственности и осуществление полномочий Российской Федерации по управлению и распоряжению которыми передано органам государственной власти субъектов РФ, - по нормативу не менее 50 процентов, если законодательством соответствующего субъекта РФ не установлено иное.
К доходам местных бюджетов можно отнести заемные средства. Это доход временного характера, полученный на возвратной основе. Могут быть выпущены муниципальные облигации.
К безвозмездным поступлениям относятся:
- дотации, субвенции, субсидии, включая дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности муниципальных образований, предоставляемые из других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, и иные межбюджетные трансферты;
- безвозмездные поступления от физических и юридических лиц, международных организаций и правительств иностранных государств, в том числе добровольные пожертвования.
Межбюджетные трансферты - средства, предоставляемые одним бюджетом бюджетной системы Российской Федерации другому бюджету бюджетной системы Российской Федерации.
Дотации - межбюджетные трансферты, предоставляемые на безвозмездной и безвозвратной основе без установления направлений и (или) условий их использования.
Субвенция - бюджетные средства, предоставляемые бюджету другого уровня бюджетной системы РФ или юридическому лицу на безвозмездной и безвозвратной основах на осуществление определенных целевых расходов.
Субсидия - бюджетные средства, предоставляемые бюджету другого уровня бюджетной системы РФ, физическому или юридическому лицу на условиях долевого финансирования целевых расходов.
В доходы местных бюджетов зачисляются субвенции, предоставляемые на осуществление органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий, переданных им федеральными законами и законами субъектов РФ. Общий размер субвенций, предоставляемых из федерального бюджета и бюджета субъекта РФ местным бюджетам на осуществление органами местного самоуправления переданных им отдельных государственных полномочий, определяется федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год и законом субъекта РФ о бюджете субъекта РФ на очередной финансовый год раздельно по каждому из указанных государственных полномочий.
Субвенции на осуществление органами местного самоуправления переданных им отдельных государственных полномочий предоставляются местным бюджетам из создаваемого в составе бюджета субъекта РФ регионального фонда компенсаций. Указанный фонд формируется за счет:
1) субвенций из федерального фонда компенсаций на осуществление органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий, переданных им федеральными законами;
2) иных доходов бюджета субъекта РФ в объеме, необходимом для осуществления органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий, переданных им законами субъектов РФ.
Субвенции из регионального фонда компенсаций распределяются между всеми муниципальными образованиями субъекта РФ, органы местного самоуправления которых осуществляют переданные им отдельные государственные полномочия, пропорционально численности населения (отдельных групп населения) или потребителей соответствующих бюджетных услуг муниципального образования с учетом объективных условий, влияющих на стоимость этих бюджетных услуг (объем выплат), и утверждаются законом субъекта РФ о бюджете субъекта РФ на очередной финансовый год по каждому муниципальному образованию и виду субвенции.
Субвенции, предоставляемые из федерального фонда компенсаций на осуществление отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами, распределяются между всеми субъектами РФ пропорционально численности населения (отдельных групп населения) или потребителей соответствующих бюджетных услуг субъекта РФ с учетом объективных условий, влияющих на стоимость этих бюджетных услуг (объем выплат), и утверждаются федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год по каждому субъекту РФ и виду субвенции.
Понимание местного самоуправления как признаваемой и гарантируемой Конституцией РФ формы осуществления народом своей власти, обеспечивающей самостоятельное решение населением вопросов местного значения, обусловливает необходимость учета природы данной публичной власти как наиболее приближенной к населению и ориентированной, в том числе, на выполнение задач социального государства, связанных, в частности, с непосредственным обеспечением жизнедеятельности населения муниципальных образований. Из конституционной природы Российской Федерации как социального государства, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека, равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от места жительства, вытекает необходимость достижения баланса конституционных ценностей, получающих воплощение в гарантированности принципа финансовой самостоятельности муниципальных образований, с одной стороны, и выравнивании уровня их социальноэкономического развития, в том числе путем справедливого перераспределения публичных финансов, включая бюджетные средства, с целью выравнивания уровня минимальной бюджетной обеспеченности муниципальных образований, - с другой.
Выравнивание уровня минимальной бюджетной обеспеченности
и, в конечном счете, социально-экономического развития муниципальных образований - часть общей государственной политики, направленной на реализацию конституционного принципа социального. Это соответствует также требованиям ратифицированной Европейской хартии местного самоуправления, устанавливающей, что защита более слабых в финансовом отношении органов местного самоуправления требует ввода процедур финансового выравнивания или эквивалентных мер, направленных на корректировку последствий неравномерного распределения возможных источников финансирования, а также лежащих на этих органах расходов (п. 5 ст. 9).
Данное положение является весьма актуальным, поскольку на 1 января 2010 года дефицит местного бюджета по Российской Федерации составил 78757 млн. рублей.
Выравнивание минимальной бюджетной обеспеченности муниципальных образований осуществляется посредством бюджетного регулирования через установление регулирующих источников доходов и оказание прямой финансовой помощи из бюджетов других уровней.
Особое значение занимают фонды финансовой поддержки муниципальных образований, из которых осуществляется выравнивание уровня бюджетной обеспеченности муниципальных образований.
Выравнивание уровня бюджетной обеспеченности поселений осуществляется путем предоставления дотаций из образуемого в составе расходов бюджета субъекта РФ регионального фонда финансовой поддержки поселений и образуемых в составе расходов бюджетов муниципальных районов районных фондов финансовой поддержки поселений.
Размеры дотаций из регионального фонда финансовой поддержки поселений определяются для каждого поселения субъекта РФ в расчете на одного жителя городского, сельского поселения.
Указанные дотации могут быть полностью или частично заменены установленными для бюджетов поселений дополнительными нормативами отчислений от федеральных и (или) региональных налогов и сборов, налогов, предусмотренных специальными налоговыми режимами.
Распределение дотаций из регионального фонда финансовой поддержки поселений и (или) заменяющие данные дотации дополнительные нормативы отчислений от федеральных и (или) региональных налогов и сборов, налогов, предусмотренных специальными налоговыми режимами, подлежащих зачислению в бюджеты поселений, утверждаются законом субъекта РФ о бюджете субъекта РФ на очередной финансовый год.
В случае наделения органов местного самоуправления муниципальных районов государственными полномочиями субъекта РФ по выравниванию бюджетной обеспеченности поселений дотации из регионального фонда финансовой поддержки поселений предоставляются из бюджета муниципального района (районного фонда финансовой поддержки поселений) за счет субвенций, предоставляемых из бюджета субъекта РФ и (или) путем установления представительным органом муниципального района для поселений, входящих в состав данного муниципального района, дополнительных нормативов отчислений от федеральных и (или) региональных налогов и сборов, налогов, предусмотренных специальными налоговыми режимами. Дотации предоставляются поселениям, уровень расчетной бюджетной обеспеченности которых не превышает уровень расчетной бюджетной обеспеченности поселений. Методика расчета бюджетной обеспеченности определяется законом субъекта РФ в соответствии с требованиями Бюджетного кодекса РФ. Распределение дотаций из районного фонда финансовой поддержки поселений утверждается решением представительного органа муниципального района о бюджете муниципального района на очередной финансовый год.
В случае, если уровень расчетной бюджетной обеспеченности поселения до выравнивания уровня расчетной бюджетной обеспеченности поселений в отчетном финансовом году в расчете на одного жителя в два и более раза превышал средний уровень по данному субъекту Российской Федерации, законом субъекта РФ о бюджете субъекта РФ на очередной финансовый год могут быть предусмотрены перечисление субвенций из бюджета данного поселения в региональный фонд финансовой поддержки поселений либо при невыполнении муниципальным образованием требований указанного закона субъекта РФ о перечислении субвенций централизация части доходов от местных налогов и сборов и (или) снижение для данного поселения нормативов отчислений от федеральных и (или) региональных налогов и сборов, налогов, предусмотренных специальными налоговыми режимами, до уровня, обеспечивающего поступление средств в региональный фонд финансовой поддержки поселений в размере указанных субвенций. Размер данной субвенции для отдельного поселения не может превышать 50 процентов разницы между общими доходами бюджета поселения, учтенными при расчете уровня бюджетной обеспеченности поселения в отчетном финансовом году, и двукратным средним по субъекту РФ уровнем бюджетной обеспеченности поселений.
Выравнивание уровня бюджетной обеспеченности муниципальных районов (городских округов) осуществляется путем предоставления дотаций из региональных фондов финансовой поддержки муниципальных районов (городских округов). Дотации из региональных фондов финансовой поддержки муниципальных районов (городских округов) распределяются исходя из уровня бюджетной обеспеченности муниципальных районов (городских округов), а также исходя из численности жителей муниципальных районов (городских округов). Дотации предоставляются тем муниципальным районам (городским округам), уровень расчетной бюджетной обеспеченности бюджета которого не превышает уровень расчетной бюджетной обеспеченности муниципальных районов (городских округов), определенный в качестве критерия.
Распределение дотаций из региональных фондов финансовой поддержки муниципальных районов (городских округов) утверждается законом субъекта РФ о бюджете субъекта РФ на очередной финансовый год.
Часть дотаций из регионального фонда финансовой поддержки муниципальных районов (городских округов) может предоставляться каждому муниципальному району (городскому округу) субъекта РФ, по общему правилу, в расчете на одного жителя. Законом субъекта РФ может быть установлен различный порядок расчета дотаций для муниципального района и для городского округа, предоставляемых из регионального фонда финансовой поддержки муниципальных районов (городских округов) на одного жителя муниципального района (городского округа).
Указанные дотации могут быть полностью или частично заменены дополнительными нормативами отчислений от федеральных и (или) региональных налогов и сборов, налогов, предусмотренных специальными налоговыми режимами, в бюджеты муниципальных районов (городских округов). Порядок расчета данных нормативов устанавливается законом субъекта РФ в соответствии с требованиями Бюджетного кодекса РФ.
Распределение дотаций утверждаются законом субъекта РФ о бюджете субъекта РФ на очередной финансовый год.
В случае, если уровень бюджетной обеспеченности муниципального района (городского округа) до выравнивания уровня бюджетной обеспеченности муниципальных районов (городских округов) в отчетном финансовом году в расчете на одного жителя в два и более раза превышал средний уровень по данному субъекту РФ, законом субъекта РФ о бюджете субъекта РФ на очередной финансовый год могут быть предусмотрены перечисление субвенций из бюджета данного муниципального района (городского округа) в региональный фонд финансовой поддержки муниципальных районов (городских округов) либо при невыполнении муниципальным образованием указанных требований, централизация части доходов от местных налогов и сборов и (или) снижение для данного муниципального района (городского округа) нормативов отчислений от федеральных и (или) региональных налогов и сборов, налогов, предусмотренных специальными налоговыми режимами, до уровня, обеспечивающего поступление средств в региональный фонд финансовой поддержки муниципальных районов (городских округов) в размере указанных субвенций. Размер такой субвенции для отдельного муниципального района (городского округа) не может превышать 50 процентов разницы между общими доходами бюджета муниципального района (городского округа), учтенными при расчете уровня бюджетной обеспеченности муниципального района (городского округа) в отчетном финансовом году, и двукратным средним по субъекту РФ уровнем бюджетной обеспеченности муниципальных районов (городских округов).
В составе расходов бюджета субъекта РФ могут быть образованы и иные фонды:
- фонд муниципального развития, из которого местным бюджетам могут предоставляться субсидии для долевого финансирования инвестиционных программ и проектов развития общественной инфраструктуры муниципальных образований.
- фонд софинансирования социальных расходов, из которого местным бюджетам могут предоставляться субсидии для долевого финансирования приоритетных социально значимых расходов бюджетов муниципальных образований.
В указанные фонды могут зачисляться субсидии из федерального бюджета.

К собственным доходам местных бюджетов в соответствии со ст. 55 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" относятся средства самообложения граждан; доходы от местных, региональных и федеральных налогов и сборов; безвозмездные перечисления из бюджетов других уровней, включая дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности муниципальных образований, иные средства финансовой помощи из бюджетов других уровней и другие безвозмездные перечисления; доходы от имущества, находящегося в муниципальной собственности; часть прибыли муниципальных предприятий, остающейся после уплаты налогов и сборов и осуществления иных обязательных платежей, в размерах, устанавливаемых нормативными правовыми актами представительных органов муниципального образования, и часть доходов от оказания органами местного самоуправления и муниципальными учреждениями платных услуг, остающаяся после уплаты налогов и сборов; штрафы, установление которых федеральным законом отнесено к компетенции органов местного самоуправления; добровольные пожертвования; иные поступления в соответствии с федеральными, региональными законами и решениями органов местного самоуправления.

С целью пополнения доходной части местных бюджетов представительные органы местного самоуправления вправе:

В соответствии с законодательством Российской Федерации принимать решения об установлении ставок местного налога и сбора, о внесении изменений в порядок его уплаты. Принятые решения подлежат официальному опубликованию не менее чем за один месяц до вступления их в силу

Как указано в п. 2 ст. 1 НК РФ, "нормативные правовые акты органов местного самоуправления о местных налогах и сборах принимаются представительными органами местного самоуправления в соответствии с настоящим Кодексом".

Следует отметить, что понятие «установление местных налогов и сборов» употребляется законодателем в двух значениях:

В узком смысле - это определение в нормативных правовых актах представительных органов местного самоуправления некоторых элементов налогообложения (п. 4 ст. 12 части первой НК РФ);

В широком смысле это понятие включает в себя: а) выбор из существующего законодательного перечня наиболее экономически значимых для соответствующей территории местных налогов и сборов; б) самостоятельное решение представительного органа местного самоуправления о введении данного налога на территории муниципального образования; в) конкретизацию в нормативном правовом акте положений налогового законодательства - определение существенных элементов налогообложения: налоговых ставок в пределах, установленных НК РФ, налоговых льгот, а также порядка и срока уплаты налогов и сборов. Муниципальные органы, осуществляя принадлежащие им права в области налогообложения, не только устанавливают (в пределах своих полномочий), но и вводят в действие конкретные виды местных налогов и сборов, определяя в постановлении или решении точную дату, начиная с которой указанные налоги (сборы) считаются установленными и могут взиматься на территории соответствующего муниципального образования.

В компетенцию представительных органов местного самоуправления также входит организация правового регулирования взимания местных налогов и сборов путем установления в нормативных актах порядка и сроков их уплаты.

Итак, основным звеном системы муниципальных финансов являются местные бюджеты. Местные бюджеты (бюджеты муниципальных образований) составляют третий уровень бюджетной системы Российской Федерации.

Наличие бюджета укрепляет экономическую самостоятельность органов местного самоуправления, способствует активизации хозяйственной деятельности и развитию инфраструктуры соответствующих территорий.

С точки зрения экономической теории местный бюджет следует рассматривать как "совокупность экономических отношений, способствующих территориальному перераспределению национального дохода страны, обеспечивающих создание финансовой базы местных органов власти".

Местные бюджеты характеризуются:

Широкой сферой влияния, так как бюджетные отношения пронизывают все стороны территориального воспроизводственного процесса;

Высокой степенью действенности, обусловленной перераспределительной природой данной экономической категории;

Гибкостью, поскольку система бюджетных методов управления формируется не как заданная раз и навсегда, а как динамичная, постоянно развивающаяся в зависимости от целей и задач территориального развития.

Местный бюджет включает в себя доходную и расходную части.

Согласно ст. 6 Федерального закона "О финансовых основах местного самоуправления в Российской Федерации" доходная часть состоит из собственных доходов и поступлений от регулирующих доходов, она также может включать в себя финансовую помощь в различных формах (дотации, субвенции, средства фонда финансовой поддержки муниципальных образований), средства по взаимным расчетам.

В БК РФ доходы муниципальных бюджетов подразделяются на собственные и регулирующие (ст. 60), налоговые и неналоговые (ст. 61, 62).

К собственным доходам бюджетов относятся:

Налоговые доходы, закрепленные за соответствующими бюджетами законодательством РФ;

Неналоговые доходы, предусмотренные в абз. 2 - 5 п. 4 ст. 41 БК РФ, а также иные неналоговые доходы;

Безвозмездные перечисления (ст. 45 БК РФ).

Регулирующие доходы бюджетов - это федеральные и региональные налоги и иные платежи, по которым устанавливаются нормативы отчислений (в процентах) в местные бюджеты на очередной финансовый год, а также на долговременной основе (не менее чем на 3 года) по разным видам таких доходов.

Налоговые доходы бюджетов муниципальных образований составляют:

Собственные доходы от местных налогов и сборов, определенные налоговым законодательством РФ;

Отчисления от федеральных и региональных регулирующих налогов и сборов, передаваемые местным бюджетам Российской Федерацией и субъектом РФ в порядке, установленном ст. 52, 58 и 63 БК РФ;

Государственная пошлина, за исключением зачисляемой в соответствии со ст. 50 БК РФ в доходы федерального бюджета, - по нормативу 100% по месту нахождения кредитной организации, принявшей платеж.

Неналоговые доходы местных бюджетов учитываются и формируются в соответствии со ст. 41 - 46 БК РФ, в том числе за счет части прибыли муниципальных унитарных предприятий, остающейся после уплаты налогов и иных обязательных платежей, - в размерах, устанавливаемых правовыми актами органов местного самоуправления.

К другим собственным доходам местных бюджетов относятся:

Доходы от приватизации и реализации муниципального имущества;

Не менее 10% доходов от приватизации государственного имущества, находящегося на территории муниципального образования, проводимой в соответствии с государственной программой приватизации;

Доходы от сдачи в аренду муниципального имущества, включая аренду нежилых помещений и муниципальных земель;

Платежи за пользование недрами и природными ресурсами, установленные в соответствии с законодательством РФ;

Доходы от проведения муниципальных денежно-вещевых лотерей;

Штрафы, подлежащие перечислению в местные бюджеты в соответствии с федеральными законами и законами субъектов РФ;

Государственная пошлина, установленная в соответствии с законодательством РФ.

Федеральным законом "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" предусмотрено право органов местного самоуправления на получение платежей за пользование природными ресурсами и участие органов местного самоуправления в кредитных отношениях (ст. 40, 42).

Муниципальные бюджеты также пополняются за счет доходов от использования имущества, находящегося в муниципальной собственности, и от платных услуг, оказываемых органами местного самоуправления и бюджетными учреждениями, находящимися в ведении местного самоуправления.

Финансовая помощь муниципальному образованию от бюджета другого уровня бюджетной системы Российской Федерации оказывается в форме дотаций и субвенций и подлежит учету в доходах местного бюджета, который является получателем этих средств.

Дотации - это средства, предоставляемые местным бюджетам из федерального бюджета и бюджетов субъектов Федерации на безвозмездной и безвозвратной основе в целях покрытия текущих расходов.

Дотации не имеют целевого назначения и могут быть использованы по усмотрению органов местного самоуправления.

Субвенции - это средства, выделяемые из федерального бюджета, бюджета субъекта РФ на безвозмездной и безвозвратной основе на осуществление определенных целевых расходов. Эти средства предоставляются для реализации программ, обеспечивающих социально-экономическое развитие соответствующих территорий, для ликвидации последствий стихийных бедствий и т.п.

Дотации, субвенции, а также заемные средства играют роль вспомогательных источников доходов местных бюджетов. В то же время на практике дотации служат средством покрытия дефицита местного бюджета, а субвенции влияют и на объем, и на структуру расходов местного бюджета.

Заемные средства могут быть предназначены для покрытия расходов, превышающих минимальный бюджет, или устранения финансовых трудностей в процессе исполнения утвержденного бюджета.

Исполнительные органы местного самоуправления по решению представительных органов вправе выпускать муниципальные займы на инвестиционные цели и получать ссуды - бюджетные средства, предоставляемые из иных бюджетов на возвратной, безвозмездной или возмездной основе на срок не более шести месяцев в пределах финансового года.

Органы местного самоуправления самостоятельно распоряжаются средствами местных бюджетов. Сумма превышения доходов над расходами местных бюджетов по результатам отчетного года не подлежит изъятию федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации.

Доходы местных бюджетов могут быть переданы бюджетам других уровней по ставкам (нормативам), определяемым правовыми актами органов местного самоуправления (ст. 63 БК РФ).

Вместе с тем в доходной и расходной частях местных бюджетов раздельно предусматривается финансирование мероприятий по решению вопросов местного значения и осуществление органами местного самоуправления отдельных федеральных полномочий, полномочий субъектов Российской Федерации.

Население муниципального образования может непосредственно принимать решения о разовых добровольных сборах средств граждан в соответствии с уставом муниципального образования. Средства самообложения используются исключительно по целевому назначению. Органы местного самоуправления информируют население муниципального образования об их использовании (ст. 39 ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" и п. 3 ст. 8 ФЗ "О финансовых основах местного самоуправления в Российской Федерации").

Финансовые средства, необходимые для осуществления органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий, ежегодно предусматриваются соответственно в федеральном бюджете, в бюджетах субъектов РФ.

Увеличение расходов или уменьшение доходов органов местного самоуправления, возникшие в результате решений, принятых федеральными органами государственной власти или органами государственной власти субъектов РФ, компенсируются органами, принявшими решения. Размер компенсации определяется одновременно с принятием соответствующего решения. Решения органов государственной власти, влекущие за собой дополнительные расходы органов местного самоуправления, реализуются органами местного самоуправления в пределах переданных им в качестве компенсации средств (ст. 38 ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации").

Нарушение принципа сбалансированности местного бюджета порождает его дефицит. Источниками финансирования дефицита местного бюджета могут быть внутренние источники в двух основных формах:

Муниципальные займы, осуществляемые путем выпуска ценных бумаг от имени соответствующего муниципального образования;

Кредиты, полученные от кредитных организаций (ст. 96 БК РФ).

Совокупность долговых обязательств муниципального образования может существовать в форме:

Кредитных соглашений и договоров, заключенных муниципальным образованием;

Займов муниципального образования (муниципальных займов), осуществляемых путем выпуска ценных бумаг от имени муниципального образования;

Договоров о предоставлении муниципальных гарантий, договоров поручительства муниципального образования по обеспечению исполнения обязательств третьими лицами;

Долговых обязательств юридических лиц, переоформленных в муниципальный долг на основе правовых актов органов местного самоуправления.

Долговые обязательства муниципального образования погашаются в сроки, которые определяются условиями заимствований и не могут превышать 10 лет (ст. 100 БК РФ).

Договорные отношения, возникающие в связи с предоставлением муниципальных гарантий, регулируются нормами ст. 115 и 117 БК РФ.

В соответствии со ст. 41 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" представительные органы местного самоуправления вправе образовывать целевые внебюджетные фонды в порядке и на условиях, установленных законодательством Российской Федерации. Однако важно отметить, что согласно ст. 10 БК РФ создание внебюджетных фондов возможно только на уровне Российской Федерации и ее субъектов. Третий уровень бюджетной системы может включать в себя только местные бюджеты.

Расходная часть местных бюджетов включает:

1) расходы, связанные с решением вопросов местного значения, установленные законодательством Российской Федерации и законодательством субъекта Российской Федерации;

2) расходы, связанные с осуществлением отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления;

3) расходы, связанные с обслуживанием и погашением долга по муниципальным займам;

4) расходы, связанные с обслуживанием и погашением муниципального долга по ссудам;

5) ассигнования на страхование муниципальных служащих, объектов муниципальной собственности, а также гражданской ответственности и предпринимательского риска;

6) иные расходы, предусмотренные уставом муниципального образования.

Порядок исполнения расходной части местного бюджета устанавливается уставом муниципального образования или иным правовым актом органа местного самоуправления.

Размещение муниципального заказа на выполнение работ (оказание услуг), финансируемых за счет средств местного бюджета, осуществляется на основе открытого конкурса, правила которого устанавливаются представительным органом местного самоуправления. Заказчиком по муниципальному заказу на выполнение работ (оказание услуг), финансируемых за счет средств местного бюджета, выступают органы или должностные лица местного самоуправления.

Объем закрепленных доходов связан с величиной расходов первоочередного характера (социально-бытовая инфраструктура). В городах - это 55-60% от всех расходов. Увеличение расходов местных бюджетов при недостаточном росте объема закрепленных доходов приводит к росту доли регулирующих источников (в доходах городов - 75%, в районах - 90%). Такая жесткая зависимость местных бюджетов от вышестоящих органов подрывает принцип самостоятельности органов местного самоуправления в финансовой сфере.

В бюджетах городов областного подчинения основные расходы приходятся на народное хозяйство (в первую очередь на ЖКХ) и социально-культурные мероприятия (прежде всего на образование и здравоохранение). В районных бюджетах основной статьей расходов являются социально-культурные мероприятия; доля расходов на народное хозяйство составляет около 25%, почти 20% расходов идет на финансирование внутрирегиональных трансфертов (в основном - нижестоящим бюджетам).

В бюджетах городов районного подчинения вновь увеличивается доля народнохозяйственных расходов, причем они почти на 100% состоят из затрат на ЖКХ. Продолжает возрастать и доля расходов на социально-культурные мероприятия (за счет ассигнований на образование). Практически сходят на нет расходы на внутрирегиональные трансферты (здесь, как в поселковых и бюджетах, они представлены незначительными по объему средствами, передаваемыми в вышестоящие бюджета в порядке взаимных расчетов).

В поселковых бюджетах две трети бюджетных расходов приходится на социально-культурные мероприятия (половина из них - на образование). Расходы на народное хозяйство представлены ассигнованиями в ЖКХ.

Наконец, в бюджетах расходы на социально-культурные нужды составляют три четверти общих расходов (с большим отрывом лидируют расходы на образование, максимальных значений достигает доля расходов в культуру и искусство); доля народнохозяйственных (жилищно-коммунальных) расходов минимальна.

Понятно, что такие пропорции являются отражением распределения расходных полномочий между уровнями бюджетной системы. Доля народно-хозяйственных расходов наиболее высока в бюджетах городов областного и районного подчинения (в основном за счет поддержки дотационного ЖКХ). Роль собственно производственных расходов (в промышленность и хозяйство) относительно велика лишь в региональных бюджетах. Социально-культурные расходы (в первую очередь на образование) доминируют в бюджетах. Региональные и районные бюджета выполняют функции «перераспределителей» ресурсов между нижестоящими бюджетами, и потому для них высока доля расходов на внутрирегиональные трансферты.

Механизм финансового обеспечения реализации бюджетной расходной политики можно считать эффективным, если он в максимальной степени соответствует следующим принципам:

1) адекватность выделяемых средств получаемому результату (означает, во-первых, что при определении метода финансового обеспечения предпочтительным будет тот, который позволит до момента оплаты результата убедиться в его наличии или возможности достижения и соответствующем качестве; во-вторых, при существовании других заинтересованных лиц в получении результата органы власти должны способствовать привлечению их к софинансированию расходов);

2) достаточность финансирования (означает, что выделяемые финансовые ресурсы полностью соответствуют суммам, обозначенным в договорах или утвержденным в виде лимитов бюджетных обязательств);

3) своевременность и регулярность финансирования (под этим принципом понимается финансирование в соответствие со сроками контракта);

4) эффективность финансирования (предполагает выбор такого варианта, который обеспечит наименьшие бюджетные издержки, причем во внимание принимаются не только расходы по данному контракту или программе, но и расходы, которые могут возникнуть в будущих периодах);

5) открытость и прозрачность механизма финансирования (предполагает, что выделение бюджетных средств доступно для оценки и контроля как со стороны контролирующих органов, так и со стороны всего общества, что позволяет своевременно обжаловать действия чиновников, нарушающих права других участников бюджетного процесса).

Проанализировав методы финансового обеспечения реализации бюджетной расходной политики, в работе выявлена специфика каждого из методов, влияющая на результативность и эффективность осуществления бюджетных расходов (табл. 1).

Таблица 1. Характеристика методов финансового обеспечения реализации бюджетной расходной политики муниципального образования

Критерии

Приобретение

Сметное финансирование

Субсидирование

1. С точки зрения результативности

1.1. Определенность результата

Результат финансирования определен, его характеристики четко сформулированы

Заданы характеристики результата, но цена и объем оплачиваемых услуг заранее неизвестны

Результат определен качественно и количественно, но цена результата может изменяться

1.2. Распределение рисков за достижение результата

При ненадлежащем качестве результата оплата не производиться. Риски несет продавец, а не покупатель

Все риски за неполучение результата или его удорожание несут органы власти

Субсидиарная ответственность участников программы. Органы власти несут риск только в рамках определенного результата в соответствие с долей финансирования

1.3. Контроль за получением результата

Предварительный (контроль до момента выделения средств), внешний (органы власти контрол. поставщика) контроль

Последующий, внутренний контроль (органы власти контролируют подведомственные учреждения)

Сочетание внутреннего и внешнего контроля. Предварительный - на стадии выделения финансирования в части; послед. - на стадии принятия работ

1.4. Последствия не достижения результата

Отказ от оплаты сделки. Взыскание убытков за неисполнение контракта

Плохое качество или отсутствие результата не отражается на финансировании

Возможно прекращение финансирования на промежуточном этапе. Потери казны соответствуют доли гос. Финансирования

2. С точки зрения эффективности

2.1. Возможность сопост. цены результата с существующими

Можно сравнить цену на рынке

Невозможно сравнить цену, т.к. даже однот. учреждения предоставляют разное количество услуг или имеют существенные особенности

Можно сравнить с имеющимися аналогами, но следует учитывать факторы удорожания

2.2. Лицо, заинтересованное в снижении издержек

Поставщик заинтересован в снижении издержек, поскольку может получить контракт только при возможности предложить минимальную цену

Отсутствует заинтересованность в снижении издержек

При долевом субсидировании в снижении издержек заинтересованы органы власти и другие инвесторы, чего нет при полном субсидировании, где высвобождаемые средства нельзя направить на другие цели

2.3. Последствия неэффективности (завышения издержек)

Отказ от сделки, выбор другого поставщика

Финансирование не зависит от экономической эффективности.

Органы власти при полном субсидировании самостоятельно определяют размер субсидий. При долевом субсидировании органы власти несут солидарные убытки

Итак, муниципальные финансовые ресурсы образуются из средств, поступающих в муниципальный бюджет и средств, аккумулируемых муниципальными внебюджетными фондами.

Бюджет муниципального образования является основным финансовым инструментом, который используется местными властями для решения возложенных на них задач. Большинство расходов бюджета муниципального образования отличает их социальная направленность. Однако средств для финансирования образования, здравоохранения и других социально значимых статей расходов в большинстве муниципальных образований явно недостаточно. При этом дефицит местного бюджета обусловлен низким уровнем налоговой базы, а также предопределен несовершенством законодательства на федеральном и региональном уровне в рамках регулирования межбюджетных отношений.

Эффективность использования финансовых ресурсов муниципального образования определяется следующими принципами: адекватность выделяемых средств получаемому результату; достаточность финансирования; своевременность и регулярность финансирования; открытость и прозрачность механизма финансирования.

Собственные доходы местных бюджетов – все виды поступлений в бюджеты муниципалитетов состоят из налогов, дотаций и субсидий.

Законодательное регулирование

Ст. 132 Конституции гарантирует организационную, финансовую самостоятельность муниципалитетов. Их полномочия должны обеспечи-ваться стабильными поступлениями из надежных источников.

Согласно ст. 34 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ», бюджеты на местах признаются отдельными элементами бюджетной системы, функционирующими на принципах самоокупаемости.

Ст. 60, 61 131-ФЗ предполагает возможность выравнивания доходов муниципалитетов путем дополнительного централизованного финансирования. Делегирование муниципалитетам полномочий федеральной власти должно сопровождаться предоставлением соразмерных денежных ресурсов в форме субвенций (ст. 63 131-ФЗ).

Согласно разделу 10 Налогового кодекса к разряду местных налогов относятся налоги на землю и доход граждан, а также торговый сбор. Налоговые ставки, льготы, база обложения и порядок их уплаты устанавливаются локальными нормативно-правовыми актами. Максимальные пределы взысканий ограничены законодательно, однако усмотрение местных властей весьма значительно. Разница в налоговых ставках в отношении местных сборов в некоторых населенных пунктах РФ достигает кратных значений. Увеличение налогового бремени – ключевой способ наполнения местного бюджета.

Структура собственных доходов

В муниципальные бюджеты зачисляются:

  • на землю, на имущество граждан – полностью;
  • определенные ст. 61 – 61-5 Бюджетного кодекса доли региональных и общефедеральных налогов, размер которых зависит от типа муниципального бюджета.

К примеру, в городские бюджеты зачисляется:

  • 10% налога на доходы граждан;
  • 50% с/х налога;
  • 100% государственной пошлины.

К неналоговым доходам муниципалитетов в силу ст. 62 БК относятся поступления от:

  • использования, продажи, аренды муниципальной недвижимости и активов;
  • услуг, предоставленных казенными учреждениями;
  • деятельности муниципальных предприятий;
  • платы правообладателей за установление сервитута в отношении муниципального имущества;
  • административных и уголовных штрафов;
  • платы за пользование и приватизацию лесов;
  • взысканий, полученных в качестве возмещения вреда;
  • принудительно изъятых активов.

Перечень безвозмездных поступлений согласно ст. 41 БК:

  • дотации;
  • субсидии;
  • субвенции;
  • межбюджетные трансферты.

Будьте в курсе всех важных событий United Traders - подписывайтесь на наш

Поделиться