Учетная политика бюджетных учреждений. Учетная политика бюджетной организации Учет обязательств в учетной политике бюджетного учреждения

С 01.01.2018 вступают в силу новые стандарты учета. Вносим изменения в учетную политику предприятия бюджетной сферы по списку приказов Минфина от 31.12.2016:

  1. № 256н «Концептуальные основы бухгалтерского учета и отчетности организаций государственного сектора».
  2. № 257н «Основные средства».
  3. № 258н «Аренда».
  4. № 259н «Обесценивание активов».
  5. № 260н «Представление бухгалтерской финансовой отчетности».

Важные изменения коснулись учета основных фондов в учреждении. Теперь для упрощения бухучета основных средств можно объединять единицы ОС в группы. Например, чтобы не учитывать на балансе отдельно шкаф, стол и офисное кресло, можно оприходовать группу ОС, как «Комплект офисной мебели» с подробным описанием в инвентарной карточке. Чтобы воспользоваться данным методом, подробно пропишите в учетной политике организации, когда и как будете объединять основные средства.

В части методов начисления амортизации в 2019 году учетная политика организации формируется по-новому. На выбор доступно три метода: линейный, пропорционально объему произведенной продукции и метод уменьшаемого остатка. В конце 2019 года необходимо провести инвентаризацию и определить, какой метод начисления амортизации подходит вашей компании.

Для НКО: ПБУ, учетная политика организации 2019 года

Изменения в ПБУ 1/2008 «Учетная политика организации» были утверждены приказом Минфина № 69н от 28.04.2017. Нововведения вступили в силу с 06.08.2017. Проверьте, отражены ли изменения в вашей УП:

  1. Экономический субъект самостоятельно определяет способ ведения бухучета независимо от других лиц. Исключение: филиалы и дочерние компании.
  2. Если положение по бухгалтерскому учету «Учетная политика организации» ведет к искажению бухгалтерской информации, то допустимо отступление от установленных норм, но это придется обосновать в УП.
  3. Если утвержденные нововведения можно применять с нового отчетного периода либо осуществить добровольный переход ранее, то при добровольном переходе необходимо отразить данное условие в бухотчетности.
  4. При формировании отчетности по МСФО организация должна применять федеральные стандарты. Если способ ведения бухучета, установленный ФС, противоречит МСФО, то организация вправе не применять данный способ, но следует обосновать это в УП.

Для бюджетников: инструкция № 157н изменена

В следующем году использовать «старый» рабочий план счетов учреждения не получится. Обновленный приказ № 157н скорректировал названия некоторых действующих счетов, а также дополнился новыми счетами бухучета. Так, например, в 2019 году в рабочий план счетов обязательно добавьте счет 206 61 «Расчеты по авансам по пенсиям и выплатам по пенсионному, социальному и медицинскому страхованию».

Утвержден новый порядок учета ошибок прошлых периодов. Пропишите в учетной политике новый порядок, установите субконто к счетам, по которым были выявлены ошибки.

Новое в налоговом законодательстве

Изменения Налогового кодекса (25 глава) в 2019 году не требуют кардинальных решений при выборе способов учета. Дополнения и уточнения скорректировали следующие правила:

  1. Перечень доходов, которые не учитывают при определении налоговой базы, дополнен:
    1. Поступлениями, выявленными после проведенной инвентаризации имущественных прав по результатам интеллектуальной деятельности.
    2. Средствами, поступившими как вклад в основные фонды юридического лица (пп. 3.6 и 3.7 п. 1 ст. 251 НК РФ).
  2. Доходы НКО, осуществляющих финподдержку капитального ремонта многоквартирных домов, от временного размещения свободных денежных активов исключены (пп. 38 п. 1 ст. 251 НК РФ).

При изменениях УП в части расчетов налоговой базы по прибыли следует исключить из базы налог на имущество. Теперь применить данную льготу в отношении движимого имущества (принятого на баланс после 2012 г. (п. 25 ст. 381 НК РФ)) можно только при наличии соответствующего решения в регионе (ст. 381.1 НК РФ).

В настоящее время реформа бюджетной сферы завершена, все действующие бюджетные учреждения преобразованы в казенные, бюджетные или автономные. Несмотря на привычное название, новые бюджетные учреждения обладают большими правами, чем сегодня . "Бюджетники" самостоятельно решают, куда направлять полученные доход, от деятельности приносящей доход. Вместе с тем, объем прав учреждения не влияет на его обязанность по ведению бухгалтерского учета и уплату налогов, что в свою очередь невозможно обеспечить без такого инструмента как учетная политика учреждения.

Сегодня Приказом Минфина Российской Федерации от 01.12.2010 г. N 157н утвержден Единый план счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений и Инструкция его применению (далее – Инструкция N 157н). Кроме того, Приказом Минфина Российской Федерации от 16.12.2010 г. N 174н утвержден План счетов бюджетного учреждения и Инструкция по его применению.
Заметим, что в отличие от Инструкции N 148н, Инструкция N 157н прямо обязывает бюджетные учреждения формировать и утверждать свою учетную политику.
Так, в пункте 6 Инструкции N 157н сказано, что бюджетные учреждения в целях организации ведения бухгалтерского учета, руководствуясь законодательством Российской Федерации о бухгалтерском учете, нормативными актами органов, регулирующими бухгалтерский учет, а также самой Инструкцией N 157н, формируют свою учетную политику, исходя из особенностей своей структуры, отраслевых и иных особенностей деятельности учреждения и выполняемых им в соответствии с законодательством Российской Федерации полномочий.
В соответствии со статьей 78 Закона N 402-ФЗ ответственность за формирование учетной политики учреждения несет главный бухгалтер, а утверждается она приказом руководителя бюджетного учреждения. Причем издать такой приказ следует не позднее последнего рабочего дня уходящего года. Следовательно, утвердить свою учетную политику на 2013 г. бюджетное учреждение обязано не позднее 31.12.2012г. Приказ об учетной политики бюджетного учреждения может оформить двумя разделами: в первом отразить аспекты бюджетного учета, во втором – налоговой политики.
Несмотря на то, что действие ПБУ 1/2008 прямо не распространяется на бюджетные учреждения, по мнению автора, при формировании своей учетной политики бюджетное учреждение может учитывать как само определение учетной политики, закрепленное в ПБУ 1/2008, так и нормы пункта 7 ПБУ указанного бухгалтерского стандарта.
Согласно ПБУ 1/2008 учетная политика организации представляет собой принятую совокупность ведения способов ведения бухгалтерского учета – первичного наблюдения, стоимостного измерения, текущей группировки и итогового обобщения фактов хозяйственной деятельности. Из пункта 7 ПБУ 1/2008 вытекает, что при формировании учетной политики организации по конкретному вопросу учета осуществляется выбор одного способа из нескольких, допускаемых законодательством Российской Федерации и (или) нормативными правовыми актами по бухгалтерскому учету. Если по конкретному вопросу в нормативных правовых актах не установлены способы ведения бухгалтерского учета, то при формировании учетной политики осуществляется разработка организацией соответствующего способа, исходя из действующих положений по бухгалтерскому учету, а также Международных стандартов финансовой отчетности.

(Образец приказа)
УЧЕТНАЯ ПОЛИТИКА ДЛЯ БЮДЖЕТНОГО УЧЕТА

  1. Организационный раздел учетной политики.

Нормативными документами регламентирующими порядок организации бюджетного учета являются:
– Федеральный закон от 06.12.11 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете»
– Гражданский Кодекс РФ
– Налоговый Кодекс РФ
– Бюджетный Кодекс РФ
– Инструкция по бюджетному учету, утвержденная Приказом Минфина _от 16.12.11№174_______________
Государственная политика реализуется через Инструкцию посредством плана бюджетного учета, порядка отражения операций по исполнению бюджетов, корреспонденции счетов и иных вопросов бюджетного учета.
В Приказе об учетной политики бюджетных учреждений для целей бюджетного учета нужно отразить:
1. Рабочий план счетов бюджетного учета (он должен содержать только те счета, которые учреждение применяет) оформляется отдельным приложением к приказу.
При формировании номеров счетов применяются следующие коды функциональной бюджетной классификации:
– код 1 – деятельность, осуществляемая за счет средств соответствующего бюджета
– код 2 – приносящая доход деятельность (собственные доходы учреждения)
– код 3 – средства, находящиеся во временном распоряжении
– код 4 – субсидии на выполнение гос. (мун.) задания
– код 5 – субсидии на иные цели
– код 6 – бюджетные инвестиции
– код 7 – средства по обязательному медицинскому страхованию
2. Форма ведения бюджетного учета: журнально-ордерная.
3. Формы первичных учетных документов, применяемых для оформления хозяйственных операций, по которым в Инструкции не предусмотрены типовые формы, а также документов для внутренней бухгалтерской отчетности.
Формы унифицированной "первички", которыми с 2011 г. руководствуюся бюджетные организации, утверждены Приказом Минфина Российской Федерации от 15.12.2010 г. N 173н "Об утверждении форм первичных учетных документов и регистров бухгалтерского учета, применяемых органами государственной власти (государственными органами), органами местного самоуправления, органами управления государственными внебюджетными фондами, государственными академиями наук, государственными (муниципальными) учреждениями и Методических указаний по их применению" (далее – Приказ N 173н).
Приказом N 173н утвержден и перечень регистров бухгалтерского учета, которыми с 2011 г. руководствуюся бюджетные учреждения:
- порядок организации и обеспечения (осуществления) бюджетным учреждением внутреннего финансового контроля;
- иные решения, необходимые для организации и ведения бухгалтерского учета в учреждении.
4. Порядок и сроки проведения инвентаризации активов и обязательств учреждения, за исключением случаев, когда инвентаризация обязательна. При проведении инвентаризации, руководствоваться методическими указаниями по проведению инвентаризации, утвержденными Приказом Минфина от 13.06.1995 № 49.
– Годовая инвентаризация проводится по состоянию на 1 __________календарного года.
– Денежные средства в кассе подвергаются контрольной инвентаризации 1 раз в ____. – Основные средства – 1 раз в год (3 года), библиотечный фонд – 1 раз в 5 лет, кроме случаев обязательной инвентаризации.
5. Перечень лиц, имеющих право подписи первичных документов. Оформляется отдельным приложением к приказу.
6. Правила документооборота.
Под документооборотом следует понимать создание или получение от других организаций документов, принятие их к учету, обработку и передачу в архив. Движение первичных документов в бухгалтерском учете должно регламентироваться графиком документооборота, составление которого организует главный бухгалтер в соответствии с Приказом Минфина от 29.07.1983 г. № 105 «Положение о документах и документообороте в бухгалтерском учете».
График документооборота может быть оформлен схемой или перечнем работ по созданию, проверке и обработке документов, выполняемых каждым подразделением предприятия, учреждения, а также всеми исполнителями с указанием взаимосвязи документов и сроков выполнения работ. График документооборота целесообразно отразить в приложении к учетной политике.
7.Технология обработки учетной информации. Для этого достаточно указать название программного продукта, с помощью которого осуществляется данная обработка.
8. Установить максимальный размер аванса для проведения наличных расчетов подотчетным лицом по приобретению нефинансовых активов и оплате услуг сторонних организаций в сумме _________ рублей.
Срок, на который выдаются денежные средства подотчетным лицам устанавливается _______ календарных дней.
9. Каждому объекту основных средств, непроизведенных и нематериальных активов присваивается уникальный инвентарный номер. Инвентарный номер состоит из десяти разрядов:
– 1 разряд – код вида деятельности,
– 2-4 разряд – код синтетического счета Плана счетов бюджетного учета,
– 5-6 разряд – код аналитического счета Плана счетов бюджетного учета,
– 7-10 разряд – порядковый номер нефинансового актива.
Данный порядок несет рекомендательный характер и является одним из вариантов присвоения инвентарных номеров.

  1. Методологический раздел учетной политики для целей бухгалтерского учета

В данном разделе следует рассматривать только те вопросы, которые имеют несколько решений в соответствии с бюджетной Инструкцией, регламентирующей бухгалтерский учет в учреждениях. В этом случае надо указать один из предлагаемых законодательством вариантов, при этом рассматривать лишь те, которые имеют место в деятельности данного учреждения (с учетом его специфики), либо планируются в ближайшем будущем. Учетная политика может быть дополнена в связи с возникновением в учреждении фактов, не имевших места ранее. Поэтому нет необходимости предугадывать все события и пытаться их отразить в данном разделе.
Например, учреждение не осуществляет и не планирует осуществлять лизинговые операции – значит, ей не нужно рассматривать в учетной политике способы оценки лизингового имущества, порядок начисления по нему амортизации и т.д.

Основные средства и НМА

  1. Отнесение малоценных объектов к группе основных средств либо материальных запасов производится исходя из использования и предназначения объектов. Перечень материальных объектов, относящиеся в соответствии с положением бюджетной инструкции к материальным запасам следует оформить приложением к приказу.

п. 38 плана счетов № 157

  1. Срок полезного использования основных средств и НМА определяется учреждением самостоятельно в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 01.01.02 № 1 «О классификации основных средств, включаемые в амортизированные группы»; Постановлением Совета Министров СССР от 22.10.1990 г. № 1072 «Единые нормы амортизационных отчислений на полное восстановление основных фондов».

Перечень основных средств НМА с установленным сроком полезного использования следует оформить отдельным приложением к приказу
п. 44 плана счетов № 157

Материальные запасы

  1. Определение единицы бухгалтерского учета материальных запасов:

Номенклатурный номер, или
– отдельная партия, или
– однородная группа и т.д.
п. 101 плана счетов № 157

  1. Способы выбытия (отпуска) материальных запасов по группе (видов):

По средней фактической стоимости
– по фактической стоимости каждой единицы
п. 108 плана счетов № 157

  1. Способы принятия к учету товаров:

По фактической стоимости
– по розничной цене с обособленным учетом торговой надбавки (торговой скидки)
п. 125 плана счетов № 157

Затраты на изготовление готовой продукции, работ и услуг

  1. Способы отнесения затрат на изготовление продукции, выполнение работ и услуг:

Прямые затраты непосредственно связанные с процессом изготовления, выполнения работ, оказания услуг с подразделением по элементам и отражением на счете 0.109.60.000
– накладные расходы производства готовой продукции, работ и услуг в зависимости от отраслевых особенностей с отражением на счете 0.109.70.000
– общехозяйственные расходы с отражением на счете 0.109.80.000

  1. Порядок распределения накладных расходов:

Пропорционально прямым затратам видов продукции (работ, услуг)
– пропорционально прямым материальным затратам
– пропорционально объему выручки от реализации продукции (работ, услуг)
– иному показателю, характеризующему результаты деятельности учреждения
п. 134 плана счетов № 157

  1. Порядок распределения общехозяйственных расходов, формируя себестоимость продукции (работ, услуг):

Полную себестоимость продукции (работ, услуг), т.е. отнесение общехозяйственных расходов на виды продукции (работ, услуг) по признаку распределения (пропорционально прямым затратам, материальным и т.п.) в дебет счета 0.109.60.000
– сокращенную себестоимость продукции (работ, услуг) по методу «директ-костинг», т.е. отнесением общехозяйственных расходов на текущие расходы отчетного периода (месяца) в дебет счета 0.401.20.000
п. 138 плана счетов № 157

  1. Затраты произведенные учреждением в отчетном периоде, но относящиеся к следующим отчетным периодам отражаются как расходы будущих периодов и подлежат списанию в течении периода к которому они относятся:

Равномерно
– пропорционально объему продукции
п. 302 плана счетов № 157

  1. Предусмотреть внесение изменений в учетную политику на 2012 г. в случаях:

Изменения законодательства РФ или нормативно-правовых актов по бухгалтерскому учету
– разработки новых способов ведения бухгалтерского учета в целях более достоверного представления фактов хозяйственной деятельности в бухучете и отчетности или меньшую трудоемкость учетного процесса без снижения степени достоверности информации
– существенные изменения условий хозяйствования (реорганизация, изменение видов деятельности и т.п.)

Учетная политика для налогового учета

Что касается налогового учета бюджетные учреждения обладают правоспособностью юридического лица, а следовательно они признаются плательщиками налогов и сборов. Уплачивать налоги «бюджетникам» приходится лишь в том случае, если у учреждения имеются объекты налогообложения, под которыми в целях налогообложения понимаются реализация товаров (работ, услуг), имущества, прибыль, доход или иное обстоятельство, имеющее стоимостную, количественную или физическую характеристику с наличием которой законодательство о налогах и сборах связывает возникновение у налогоплательщиков обязанности по уплате налогов.
Новые бюджетные учреждения будут самостоятельно распоряжаться доходами, полученными ими в рамках деятельности, приносящей доход. Такая самостоятельность влечет за собой и общий порядок налогообложения их доходов, что учтено нормами ФЗ РФ от 08.05.10 г. № 83 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ в связи с совершенствованием правового положения гос. (мун.) учреждений».

  1. Организационный раздел учетной политики для целей налогового учета
  1. Бюджетные учреждения вправе получить освобождение от налогообложения операций по условиям НК РФ
  1. Бюджетные учреждения могут отказаться от применения льгот по отдельных операций

Необходимо привести перечень подобных операций
Ст. 149 гл. 21 « » НК РФ

Налог на имущество

  1. В случае льготирования всего имущества учреждения либо его части привести перечень такого необлагаемого налогом имущества.
  2. При обнаружении ошибок (искажений) в исчислении налоговой базы относящихся к прошлым налоговым (отчетным) периодам, в текущем налоговом (отчетном) периоде, если допущенные ошибки (искажения) привели к излишней уплате налога, пересчет налоговой базы и суммы налога производится за период в котором были:

Совершены указанные ошибки (искажения)
– выявлены указанные ошибки (искажения)
ст. 54 п. 1 НК РФ

Налог на прибыль

До 01.01.11 г. особенность ведения налогового учета учреждением были определены ст. 321.1 НК РФ в соответствии с которой бюджетные учреждения обязаны были вести раздельный учет доходов, полученных в рамках целевого финансирования и доходов, полученных от ской деятельности. То же самое касалось и расходов, причем в части расходов при ведении ской деятельности руководствовались п. 4 ст. 321.1 НК РФ.
С 2011 г. бюджетные учреждения исчисляют налог на прибыль в общем порядке определенной главой 25 НК РФ. Учитывая это в своей налоговой политике бюджетные учреждения должны закрепить те моменты, в отношении которых гл. 25 НК РФ не содержит одновариантных методов учета, либо не дает каких-либо четких правил исчислений налога на прибыть.

  1. Порядок ведения раздельного учета доходов и расходов целевых средств (бюджетных субсидий) и средств, полученных от ской деятельности

Использовать аналитику учета в налоговых регистрах учета совпадающих с бюджетным планом счетов
ст. 251 п. 1 пп. 14 гл. 25 «Налог на прибыль» НК РФ

  1. Дата получения доходов, осуществление расходов определяется:

По методу начисления
– по кассовому методу
ст. 271, 273 гл. 25 «Налог на прибыль» НК РФ

  1. Доходы от сдачи имущества в аренду признавать:

Доходами от реализации товаров, работ, услуг
– внереализационными доходами
ст. 250 п. 4 гл. 25 «Налог на прибыль» НК РФ

  1. По доходам, относящимся к нескольким отчетным (налоговым) периодам и в случае, если связь между доходами и расходами не может быть определена четко, а также если условиями заключенных договоров с длительным циклом изготовления продукции, работ, услуг не предусмотрена поэтапная сдача работ, доходы распределяются по отчетным периодам:

Равномерно в течение срока действия договора
– пропорционально доли фактических расходов отчетного периода в общей сумме расходов
– иным способом
ст. 316, 271 п. 2 гл. 25 «Налог на прибыль» НК РФ

  1. Расходов, которые не могут быть непосредственно отнесены на затраты по конкретному виду деятельности, распределяются пропорционально доле соответствующего дохода в суммарном объеме всех доходов предприятия нарастающим итогом. такой порядок следует применять при распределении расходов, при осуществлении деятельности, необлагаемой налогом (бюджетные субсидии) и облагаемые налогом:

Привести перечень подобных расходов (сумма амортизации основных средств, приобретенных за счет ской деятельности, а используемых как для бюджетной деятельности, так и для ской, суммы расходов на отдельные операции и т.п.)
ст. 272 п. 1 гл. 25 «Налог на прибыль» НК РФ

  1. Методика деления на прямые расходы, связанные с производством и реализацией товаров, работ, услуг и косвенные расходы.
  1. формировать стоимость товаров, приобретенных с целью дальнейшей реализации:

С учетом расходов, связанных с приобретением этих товаров
– без учета расхода, связанного с приобретением товаров
Рекомендуется отразить выбранный вариант аналогично бюджетному учету
ст. 320 г. 25 «Налог на прибыль» НК РФ

  1. Методы списания материальных расходов, товаров:

Метод оценки по стоимости единицы запаса
– метод оценки по средней себестоимости
– метод оценки по стоимости первых по времени приобретения (ФИФО)
– метод оценки по стоимости последних по времени приобретения (ЛИФО)
Рекомендуется выбрать метод списания аналогичный бюджетному учету
ст. 254 п. 8, ст. 268 п. 1 гл. 25 «Налог на прибыль» НК РФ

  1. Метод начисления амортизации по объектам основных средств:

Линейным методом
– нелинейным методом
Рекомендуется выбрать метод аналогичный бюджетному учету
ст. 259 п. 1 гл. 25 «Налог на прибыль» НК РФ

  1. Расходы на капитальные вложения и расходы, понесенные в случаях достройки, реконструкции, модернизации (амортизационная премия) в состав расходов отчетного (налогового) периода:

Включать, предельный размер отчислений составляет ______ % (но не более 10% первоначальной стоимости основных средств и не более 30%, в отношении основных средств, относящихся к третьей – седьмой амортизационным группам)
– не включать
ст. 258 п. 9 гл. 25 «Налог на прибыль» НК РФ

  1. Применение повышающего коэффициента к основной норме амортизации ________________ (но не выше 3) в отношении амортизированных основных средств, используемых только для осуществления научно-технической деятельности

ст. 259.3 п. 2 гл. 25 «Налог на прибыль» НК РФ

  1. Применение повышающего коэффициента к основной норме амортизации ____________ (но не выше 3) в отношении амортизированных основных средств, кроме основных средств, относящихся к 1,2, 3 амортизационным группам, которые являются предметом договора лизинга.

ст. 259 п. 2 гл. 25 «Налог на прибыль» НК РФ

  1. По объектам основных средств, бывших в эксплуатации, норма амортизации определяется:

С учетом срока эксплуатации имущества предыдущими собственниками
– в обычном порядке
ст. 258 п. 7 гл. 25 «Налог на прибыль» НК РФ

  1. Возможность создания резерва по сомнительным долгам в целях покрытия убытков по безнадежным долгам:

Создавать
– не создавать
ст. 266 п. 3 гл. 25 «Налог на прибыль» НК РФ

  1. Возможность создания резерва на предстоящие расходы по гарантийному ремонту и обслуживанию:


– не создавать
ст. 267 гл. 25 «налог на прибыль» НК РФ

  1. Возможность создания резерва предстоящих расходов на ремонт:

Создавать (предельный размер отчислений составляет ____________)
– не создавать
ст. 324 п. 2 гл. 25 «Налог на прибыль» НК РФ

  1. возможность создания резерва предстоящих расходов на оплату отпусков, вознаграждения за выслугу лет:

Создавать (предельный размер отчислений составляет ____________)
– не создавать
ст. 324.1 гл. 25 «Налог на прибыль» НК РФ

Налог на доходы физических лиц

  1. Утвердить формы регистров налогового учета и порядок отражения в них аналитических данных налогового учета (сумма удержанного и перечисленного на каждого работника)
  1. Предусмотреть возможность внесения уточнений и дополнений в налоговую политику за 2013 г. в связи с изменением налогового законодательства либо появление новых хозяйственных операций.
Метки: , Предыдущая запись
Следующая запись

Под учетной политикой организации понимается принятая ею совокупность способов введения бухгалтерского учета - первичного наблюдения, стоимостного измерения, текущей группировки и итогового фактов хозяйственной деятельности. «Учетная политика организации» Положение по бухгалтерскому учету 1/98

К способам ведения бухгалтерского учета относятся способы группировки и оценки фактов хозяйственной деятельности, погашения стоимости активов, организации документооборота, инвентаризации, способы применения счетов бухгалтерского учета, системы регистров бухгалтерского учета, обработки информации и иные соответствующие способы и приемы.

Учетная политика бюджетного учреждения формируется главным бухгалтером организации на основе Положения и утверждается руководителем организации. Например, начальником Управления образования.

При этом утверждаются:

Рабочий план счетов бухгалтерского учета, содержащий синтетические и аналитические счета, необходимые для ведения бухгалтерского учета в соответствии с требованиями своевременности и полноты учета и отчетности;

Формы первичных учетных документов, применяемых для оформления фактов хозяйственной деятельности, по которым не предусмотрены типовые формы первичных учетных документов, а также формы документов для внутренней бухгалтерской отчетности;

Порядок проведения инвентаризации активов и обязательств учреждения;

Методы оценки активов и обязательств;

Правила документооборота и технология обработки учетной информации;

Порядок контроля за хозяйственными операциями;

Другие решения, необходимые для организации бухгалтерского учета.

При формировании учетной политики предполагается, что:

Активы и обязательства учреждения существуют обособленно от активов и обязательств собственников этой организации и активов и обязательств других учреждений;

Организация будет продолжать свою деятельность в обозримом ликвидации или существенного сокращения деятельности, следовательно, обязательства будут погашаться в установленном порядке;

Принятая учреждением учетная политика применяется последовательно от одного отчетного года к другому;

Факты хозяйственной деятельности учреждения относятся к тому отчетному периоду, в котором они имели место, независимо от фактического времени поступления или выплаты денежных средств, связанных с этими фактами.

Учетная политика бюджетного учреждения должна обеспечить полноту отражения в бухгалтерском учете всех факторов хозяйственной деятельности:

Своевременное отражение фактов хозяйственной деятельности в бухгалтерском учете и бухгалтерской отчетности;

Большую готовность к признанию в бухгалтерском учете расходов и обязательств, чем возможных доходов и активов, не допуская создания скрытых резервов;

Отражение в бухгалтерском учете факторов хозяйственной деятельности исходя не столько из их правовой формы, сколько из экономического содержания факторов и условий хозяйствования;

Тождество данных аналитического учета оборотам и остаткам по счетам синтетического учета на последний календарный день каждого месяца;

Рациональное ведение бухгалтерского учета исходя из условий хозяйственной деятельности и величины учреждения.

При формировании учетной политики бюджетного учреждения по конкретному направлению ведения и организации бухгалтерского учета осуществляется выбор одного способа из нескольких, допускаемых законодательством и нормативными актами по бухгалтерскому учету. Если по конкретному вопросу в нормативных документах не установлены способы ведения бухгалтерского учета, то при формировании учетной политики осуществляется разработка организацией соответствующего способа исходя их Положения по бухгалтерскому учету 1/98 и иных положений.

Принятая бюджетным учреждением учетная политика подлежит оформлению соответствующей организационно-распорядительной документацией (приказами, распоряжениями и т.п.) учреждения.

Способы ведения бухгалтерского учета, избранные учреждением при формировании учетной политики, применяются с 1 января года, следующего за годом утверждения соответствующего организационно-распорядительного документа. При этом они применяются всеми филиалами, представительствами и иными подразделениями бюджетного учреждения (включая выделенные на отдельный баланс) независимо от их места нахождения.

Что касается раскрытия учетной политики - учреждение должно раскрыть принятые при формировании учетной политики способы бухгалтерского учета, существенно влияющие на оценку и принятие решений заинтересованными пользователями бухгалтерской отчетности.

Существенными признаются способы ведения бухгалтерского учета, без знания о применении которых заинтересованными пользователями бухгалтерской отчетности невозможна достоверная оценка финансового положения, движения денежных средств или финансовых результатов деятельности учреждения.

В случае публикации бухгалтерской отчетности не в полном объеме информация об учетной политике подлежит раскрытию как минимум в части, непосредственно относящейся к опубликованным материалам.

Если учетная политика бюджетного учреждения сформирована исходя из допущений, то эти допущения могут не раскрываться в бухгалтерской отчетности.

При формировании учетной политики учреждения исходя из допущений, отличных от предусмотренных выше, такие допущения вместе с причинами их применения должны быть раскрыты в бухгалтерской отчетности.

Если при подготовке бухгалтерской отчетности имеется значительная неопределенность в отношении событий и условий, которые могут породить существенные сомнения в применимости допущения непрерывности деятельности, то учреждение должно указать на такую неопределенность и однозначно описать, с чем она связана.

Существенные способы ведения бухгалтерского учета подлежат раскрытию в пояснительной записке, входящей в состав бухгалтерской отчетности учреждения за отчетный год.

Промежуточная бухгалтерская отчетность может не содержать информацию об учетной политике учреждения, если в последней не произошли изменения со времени составления годовой бухгалтерской отчетности за предшествующий год, раскрывшей учетную политику.

Изменение учетной политики может производиться в случаях:

Изменения законодательства Российской Федерации или нормативных активов по бухгалтерскому учету;

Разработка учреждением новых способов ведения бухгалтерского учета. Применение нового способа ведения бухгалтерского учета предполагает более достоверное представление фактов хозяйственной деятельности в учете и отчетности учреждения или меньшую трудоемкость учетного процесса без снижения степени достоверности информации;

Существенного изменения условий деятельности. Существенное изменение условий деятельности учреждения может быть связано с реорганизацией, сменой собственников, изменением видов деятельности и т.п.

Не считается изменением учетной политики утверждение способа ведения бухгалтерского учета фактов хозяйственной деятельности, имевших место ранее, или возникли впервые в деятельности учреждения.

Изменение учетной политики должно быть обоснованным и оформляться в соответствующем порядке.

Изменение должно вводиться с 1 января года (начала финансового года), следующего за годом его утверждения соответствующим организационно-распорядительным документом.

Последствия изменения учетной политики оказавшие или способные оказать существенное влияние на финансовое положение, движение денежных средств или финансовые результаты деятельности учреждения, оцениваются в денежном выражении. Оценка в денежном выражении последствий изменений учетной политики производится на основании выверенных учреждением данных на дату, с которой применяется измененный способ ведения бухгалтерского учета.

Последствие изменения учетной политики, вызванного изменением законодательства Российской Федерации или, нормативными актами по бухгалтерскому учету, отражаются в бухгалтерском учете и отчетности в порядке, предусмотренном соответствующим законодательством или нормативным актом. Если соответствующее законодательство или нормативный акт не предусматривают порядок отражения последствий изменения учетной политики, то эти последствия отражаются в бухгалтерском учете и отчетности.

Последствия изменения учетной политики, вызванного причинами, отличными от указанных выше, и оказавшие или способные оказать существенное влияние на финансовое положение, движение денежных средств или финансовые результаты деятельности учреждения, отражаются в бухгалтерской отчетности исходя из требования представления числовых показателей минимум за два года, кроме случаев, когда оценка в денежном выражении этих последствий в отношении периодов, предшествующих отчетному, не может быть произведена с достаточной надежностью.

При соблюдении указанного требования отражения последствий изменения учетной политики следует исходить из предположения, что измененный способ ведения бухгалтерского учета применялся с первого момента возникновения фактов хозяйственной деятельности данного вида. Отражение последствий изменения учетной политики заключается в корректировке включенных в бухгалтерскую отчетность за отчетный период соответствующих данных за период, предшествующие отчетному.

Указанные корректировки отражаются лишь в бухгалтерской отчетности. При этом никакие учетные записи не производятся.

В случаях когда оценка в денежном выражении последствий изменения учетной политики в отношении периодов, предшествовавших отчетному, не может быть произведена с достаточной надежностью, измененный способ ведения бухгалтерского учета применяется к соответствующим фактам хозяйственной деятельности, свершившимся только после введения такого способа.

Изменения учетной политики, оказавшие или способные оказать существенное влияние на финансовое положение, движение денежных средств или финансовые результаты деятельности учреждения, подлежат обособленному раскрытию в бухгалтерской отчетности. Информация о них должна как минимум включать причину изменения учетной политики; оценка последствий изменений в денежном выражении (в отношении отчетного года и каждого иного периода, данные за который включены в бухгалтерскую отчетность за отчетный год); указание на то, что включенные в бухгалтерскую отчетность за отчетный год соответствующие данные периодов, предшествовавших отчетному, скорректированы.

Изменения учетной политики на год, следующий за отчетным, объявляются в пояснительной записке в бухгалтерской отчетности учреждения. Климова М.А. Бухгалтерский учет. М., 2008. С. 188.

Учетная политика является первостепенным документом бухгалтера учреждения. Значение данного документа трудно переоценить в период реформы бюджетных учреждений. Каким образом должна формироваться учетная политика бюджетного учреждения, расскажут эксперты службы Правового консалтинга ГАРАНТ М. Ю. Миллиард, В. В. Пименов.

Формирование единых принципов организации как бухгалтерского, так и налогового учета является необходимым условием деятельности любого учреждения.

Необходимость учетной политики обусловлена прежде всего спецификой деятельности конкретных бюджетных учреждений. Учетная политика предназначена, в том числе, для реализации тех решений руководителя учреждения, которые, по его мнению, позволят оптимально организовать учетную работу. Кроме того, нередко отдельные вопросы, связанные с организацией (ведением) бюджетного (налогового) учета, действующие нормативно-правовые акты, по сути, относят к компетенции бюджетных учреждений.

Таким образом, учетная политика бюджетного учреждения не является формальным документом, создаваемым только потому, что его наличие предусмотрено действующим законодательством. Напротив, во многих случаях именно на основании утвержденной в установленном порядке учетной политики должностными лицами осуществляются те или иные действия, принимаются конкретные решения.

Учетная политика для целей бюджетного учета

В соответствии с пунктом 1 статьи 4 Закона от 21 ноября 1996 г. № 129-ФЗ " " (далее - Закон № 129-ФЗ) данный закон распространяется на все организации, находящиеся на территории РФ, а также на филиалы и представительства иностранных организаций, если иное не предусмотрено международными договорами РФ.

Порядок ведения бухгалтерского учета в органах государственной власти, органах управления государственных внебюджетных фондов, органах управления территориальных государственных внебюджетных фондов, органах местного самоуправления, бюджетных учреждениях, в органах, осуществляющих кассовое обслуживание исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, а также в финансовых органах и органах управления государственных внебюджетных фондов и территориальных государственных внебюджетных фондов, осуществляющих составление и исполнение их бюджетов, установлен Инструкцией по бюджетному учету, утвержденной (далее - Инструкция № 148н) поскольку Инструкция 148н не содержит требования о наличии дополнительно в учреждении утвержденной учетной политики, принятие дополнительного нормативного акта об утверждении учетной политики является необязательным. При этом, обратите внимание, что Положение по бухгалтерскому учету "Учетная политика организации" (ПБУ 1/2008), утвержденное , и устанавливающее правила формирования и раскрытия учетной политики организаций, являющихся юридическими лицами по законодательству Российской Федерации, на бюджетные учреждения не распространяется.

Однако, если учреждение осуществляет операции, требующие при их оформлении в бюджетном учете особенные учетные процедуры, оно может отдельным правовым актом (актами) устанавливать необходимые положения, регламентирующие его учетную политику.

В то же время бюджетный учет осуществляется, в том числе, и в соответствии с (п. 1 Инструкции № 148н).

Пунктом 3 статьи 6 Закона № 129-ФЗ определены положения, которые должны быть утверждены приказом руководителя в составе учетной политики учреждения:

  • рабочий план счетов бухгалтерского учета, содержащий синтетические и аналитические счета, необходимые для ведения бухгалтерского учета в соответствии с требованиями своевременности и полноты учета и отчетности;
  • формы первичных учетных документов, применяемых для оформления хозяйственных операций, по которым не предусмотрены типовые формы первичных учетных документов, а также формы документов для внутренней бухгалтерской отчетности;
  • порядок проведения инвентаризации и методы оценки видов имущества и обязательств;
  • правила документооборота и технология обработки учетной информации;
  • порядок контроля за хозяйственными операциями, а также другие решения, необходимые для организации бухгалтерского учета.

Принятая организацией учетная политика применяется последовательно из года в год (п. 4 ст. 6 Закона № 129-ФЗ). В соответствии с вышеуказанной нормой изменение учетной политики может производиться (изменения вводятся с начала финансового года):

  • в случаях изменения законодательства РФ или нормативных актов органов, осуществляющих регулирование бухгалтерского учета;
  • разработки организацией новых способов ведения бухгалтерского учета;
  • существенного изменения условий деятельности организации.

Таким образом, несмотря на то, что Инструкция № 148н устанавливает единую учетную политику, остается ряд вопросов, которые должны быть урегулированы именно учетной политикой, принятой бюджетным учреждением (органом местного самоуправления). Например, конкретный перечень счетов аналитического учета, порядок учета на забалансовом счете 21 "Основные средства стоимостью до 3000 рублей включительно в эксплуатации" и т. п. Кроме того, только в учреждении может быть разработан график документооборота, который является важной составной частью учетной политики - позволяет оперативно формировать в бюджетном учете полную и достоверную информацию о деятельности бюджетного учреждения.

При формировании учетной политики для целей бюджетного учета необходимо руководствоваться:

  • Законом № 129-ФЗ;
  • Инструкцией № 148н;

иными документами, регулирующими вопросы бюджетного учета и отчетности.

Учетная политика для целей налогового учета

Под учетной политикой для целей налогообложения понимается выбранная налогоплательщиком совокупность допускаемых способов (методов) определения доходов и (или) расходов, их признания, оценки и распределения, а также учета иных необходимых для целей налогообложения показателей финансово-хозяйственной деятельности налогоплательщика (п. 2 ст. 11 НК РФ).

Разработка учетной политики для целей налогообложения в соответствии с требованиями глав 21, 25, 26, 26.4, 30 Налогового кодекса обязательна.

Из положений налогового законодательства следует, что в учетной политике для целей налогообложения отражаются вопросы, порядок решения которых прямо не предусмотрен Налоговым кодексом. Так, при раскрытии содержания отдельных элементов необходимо выбирать один из предлагаемых Налоговым кодексом методов. Иногда учреждение может столкнуться с необходимостью самостоятельно разработать элемент учетной политики в силу того, что законодательно вопрос не регламентирован. В этом случае целесообразно придерживаться правил бюджетного учета, поскольку на основе учетных регистров и первичной документации происходит формирование базы большинства налогов и сборов.

При формировании учетной политики для целей налогообложения бюджетные учреждения руководствуются:

  • Налоговым кодексом;
  • Гражданским кодексом;
  • постановлением Правительства РФ от 1 января 2002 г. № 1 "О классификации основных средств, включаемых в амортизационные группы";

иными нормативными документами по вопросам налогообложения.

В соответствии с пунктом 12 статьи 167 Налогового кодекса принятая бюджетным учреждением учетная политика для целей налогообложения утверждается приказом или распоряжениями руководителя учреждения. Данную учетную политику можно утвердить отдельным приказом или объединить с учетной политикой для целей бюджетного учета.

Учетная политика для целей налогообложения применяется с 1 января года, следующего за годом утверждения ее соответствующим приказом или распоряжением руководителя учреждения, приказ должен быть датирован годом, предшествующим году, на который распространяется ее действие.

В отличие от Закона № 129-ФЗ, не содержит требований о последовательном, из года в год, применении утвержденной один раз учетной политики, следовательно, учреждение может ежегодно утверждать новую учетную политику для целей налогообложения.

Обратите внимание! Учетная политика может быть представлена как одним приказом руководителя организации (с соответствующими приложениями), так и представлять из себя систему приказов (распоряжений, инструкций). Главное, чтобы все существенные вопросы, связанные с ведением как бухгалтерского, так и налогового учета в бюджетном учреждении были урегулированы.

В соответствии с Федеральным законом от 21 ноября 1996 года №129-ФЗ «О бухгалтерском учете» все организации, в том числе и бюджетные учреждения, обязаны самостоятельно формировать учетную политику исходя из своей структуры, отраслевой принадлежности и других особенностей деятельности.

Ранее среди части экономистов существовало мнение о том, что бюджетные учреждения не должны формировать учетную политику.

Но с принятием Инструкции №70н, а позднее Инструкции по бюджетному учету утвержденной Приказом Минфина Российской Федерации от 10 февраля 2006 года №25н (далее – Инструкция №25н), вести в бюджетных учреждениях без применения учетной политики стало невозможным. Это связано с тем, Инструкция №25н предусматривает ведение учета и по операциям кассового обслуживания бюджетов, и по операциям исполнения бюджета бюджетным учреждением.

Принимая во внимание то, что бюджетные учреждения являются налогоплательщиками, и не только в случае, если они занимаются предпринимательской деятельностью, они обязаны формировать приказ по учетной политике для целей налогообложения.

Специальной инструкции по формированию учетной политике бюджетных учреждений нет, а Положение по бухгалтерскому учету «Учетная политика организации» ПБУ 1/98, утвержденное Приказом Минфина Российской Федерации от 9 декабря 1998 года №60н «Об утверждении положения по бухгалтерскому учету «Учетная политика организации» ПБУ 1/98» не рекомендована к применению в бюджетных организациях, поэтому мы постараемся в этой главе дать краткие практические рекомендации по порядку формирования Приказа по учетной политике.

Если бюджетное учреждение, на ряду со своей основной деятельностью, осуществляет предпринимательскую и иную, приносящую доход деятельность, то одним из элементов учетной политики должен быть раздельный учет (расходов), полученных (произведенных) в рамках целевого финансирования и за счет иных источников.

Порядок раздельного учета расходов, относящихся к обоим видам деятельности (деятельность, финансируемая из бюджета и предпринимательская деятельность), определен положениями пункта 3 статьи 321.1 НК РФ. В этом пункте содержится перечень расходов за счет этих двух источников, которые трудно разделить прямым счетом, и поэтому применяется расчетный метод.

Указанный перечень расходов ограничен:

«Если в сметах доходов и расходов бюджетного учреждения предусмотрено финансирование расходов по оплате

- коммунальных услуг,

- услуг связи,

- транспортных расходов по обслуживанию административно-управленческого персонала,

- расходов по всем видам ремонта основных средств за счет двух источников,

то в целях налогообложения принятие таких расходов на уменьшение доходов, полученных от предпринимательской деятельности и средств целевого финансирования, производится пропорционально объему средств, полученных от предпринимательской деятельности, в общей сумме доходов (включая средства целевого финансирования)».

Как мы видим, с 1 января 2006 года расширен закрытый перечень расходов, подлежащих распределению при раздельном учете, и в него включены теперь расходы по всем видам ремонта основных средств.

Учетная политика для целей бюджетного учета

Принятая должна быть оформлена в виде приказа. При этом учетная политика применяется организацией из года в год. Изменение учетной политики может произойти, но только с 1 января года, следующего за годом ее утверждения. Об изменениях учетной политики на следующий отчетный год необходимо заявить в пояснительной записке к бухгалтерской отчетности.

Учетная политика может изменяться в случаях внесения изменений и дополнений в законодательство Российской Федерации или нормативные акты органов, осуществляющих регулирование бюджетного учета или существенного изменения условий деятельности учреждения. К существенному изменению деятельности бюджетного учреждения можно отнести, например, образование филиала. При этом принятая учреждением учетная политика обязательна для филиала.

Обратите внимание!

Отражению в учетной политике подлежат только те способы (методы) ведения учета (бюджетного или налогового), в отношении которых законодательство предоставляет бюджетному учреждению право выбора или самостоятельность в их определении.

В приказе по учетной политике бюджетных учреждений для целей бюджетного учета в обязательном порядке утверждаются:

1. Рабочий план счетов бюджетного учета, используемых данным учреждением.

Операции по безвозмездным поступлениям активов отражаются в соответствии с порядком учета операций по предпринимательской деятельности. Для выделения таких операций следует в 18-м разряде счета бюджетного учета, указывающего источник финансирования, применять код деятельности 3.

2. Формы первичных учетных документов, применяемых для оформления хозяйственных операций, по которым в Инструкции №25н не предусмотрены типовые формы первичных учетных документов, а также формы документов для внутренней бухгалтерской отчетности.

С 1 января 2006 года вступил в силу Приказ Министерства финансов Российской Федерации от 23 сентября 2005 года №123н «Об утверждении форм регистров бюджетного учета» (далее – Приказ №123н).

3. Порядок и сроки проведения инвентаризации активов и обязательств учреждения, за исключением случаев, когда проведение инвентаризации обязательно.

4. Перечень лиц, имеющих право подписи на первичных учетных документах.

5. Правила документооборота.

6. Технология обработки учетной информации (достаточно указать название программного продукта, с помощью которого осуществляется учет).

7. Методы оценки активов и обязательств учреждения.

8. Метод списания материально-производственных запасов.

9. Порядок учета и распределения общехозяйственных расходов.

10. Порядок распределения расходов, которые нельзя однозначно отнести к определенному виду деятельности.

11. Порядок учета в филиалах бюджетных учреждений.

12. Способ признания коммерческих расходов.

При оплате бюджетных расходов за счет средств от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности и сохранении данной ситуации до конца отчетного периода, рекомендуется переплату по бюджетной деятельности учреждения учитывать как прочие доходы, а недоплату по его предпринимательской деятельности относить на прочие расходы.

13. Порядок выдачи денежных средств под отчет, в котором должен быть определен:

Круг материально-ответственных лиц, имеющих право на получение денег под отчет, с которыми заключены договоры о полной материальной ответственности;

Предельный размер подотчетных средств;

Сроки представления авансового отчета об израсходовании подотчетных сумм или их возврата.

14. Вопросы ведения кассовых операций.

15. Порядок списания ГСМ.

16. Порядок списания канцелярских принадлежностей.

17. Вопросы организации и сроки хранения учетных документов.

Отдельные разделы приказа могут быть даны в виде приложений.

Учетная политика для целей налогообложения

Во втором разделе приказа формируются вопросы налоговой политики бюджетного учреждения.

Учетная политика бюджетного учреждения для целей налогообложения призвана внести определенность в порядок исчисления налогов, сборов и платежей, в случаях, когда налоговое законодательство предусматривает несколько вариантов для исчисления и уплаты налогов.

Общие требования к организации и ведению налогового учета налогоплательщиками – бюджетными организациями регламентируются главой 25 НК РФ. В соответствии с положениями статьи 313 НК РФ, порядок ведения налогового учета устанавливается налогоплательщиком в учетной политике для целей налогообложения, утверждаемой соответствующим приказом (распоряжением) руководителя.

При формировании учетной политики для целей налогообложения необходимо исходить из того, что учреждение должно использовать наиболее оптимальные варианты при расчете и уплате налогов.

При формировании учетной политики бюджетного учреждения для целей налогообложения рекомендуем воспользоваться Письмом Министерства финансов Российской Федерации от 31 марта 2006 года №03-03-04/4/63.

Бюджетные учреждения, осуществляющие предпринимательскую и иную, приносящую доход деятельность, при формировании учетной политики должны отразить:

1. Виды предоставляемых платных услуг, работ.

2. Порядок распределения накладных расходов.

3. Порядок распределения сумм начисленной амортизации по объектам основных средств, приобретенных за счет средств от предпринимательской деятельности и используемых в предпринимательской и основной (бюджетной) деятельности. Таким показателем могут быть: выручка, стоимость основных средств или иной показатель.

4. Применяемые коэффициенты амортизации, применение повышенных коэффициентов.

5. Метод определения выручки от реализации продукции, работ, услуг.

В соответствии с положениями пункта 2 статьи 249 НК РФ бюджетное учреждение для определения налогооблагаемой прибыли имеет право выбрать методов признания доходов и расходов - метод начисления (статья 271 НК РФ) или кассовый метод (статья 273 НК РФ).

С переходом на новые правила бюджетного учета изменился и метод определения бюджетных доходов и расходов. Начиная с 1 января 2005 года бюджетные учреждения в учете используют метод начисления. При методе начисления все операции признаются в момент возникновения или изменения стоимости активов и обязательств независимо от того, была ли произведена оплата или нет. Поэтому, для того, чтобы исключить различия в бюджетном и налоговом учете, мы рекомендуем закрепить в учетной политике метод начисления при определении выручки для целей налогообложения.

6. Оценка материальных запасов и готовой продукции.

Пунктом 55 Инструкции №25н определен порядок оценки материальных запасов в бюджетном учете при их списании:

По средней фактической стоимости;

По фактической стоимости каждой единицы запасов.

Для оценки материальных запасов в целях налогообложения в соответствии с пунктом 8 статьи 254 НК РФ, применяется:

Метод оценки по стоимости единицы запасов;

Метод оценки по средней стоимости;

Метод оценки по стоимости первых по времени приобретений (ФИФО);

Метод оценки по стоимости последних по времени приобретений (ЛИФО).

Если бюджетное учреждение производит продукцию, то в учетной политике необходимо прописать особенности формирования стоимости изготавливаемой продукции. Пунктом 68 Инструкции №25н установлено, что принимается к учету по фактической себестоимости.

7. С 1 января 2006 года моментом определения налоговой базы по налогу на добавленную стоимость является наиболее ранняя из следующих дат:

День отгрузки (передачи) товаров (работ, услуг), имущественных прав;

День оплаты, частичной оплаты в счет предстоящих поставок товаров (выполнения работ, оказания услуг), передачи имущественных прав.

8. Порядок оформления счетов-фактур, ведения книг покупок и продаж.

9. Применение или отказ от применения льгот.

10. Применение права изменения сроков уплаты налогов.

11. Формы регистров налогового учета и порядок отражения в них первичных учетных данных.

Приказ по учетной политике для целей налогообложения применяется с 1 января года, следующего за годом его утверждения.

Учетная политика для целей налогообложения, принятая организацией, является обязательной для всех обособленных подразделений.

Более подробно с вопросами, касающимися бюджетного учета, бюджетной отчетности и налогообложения бюджетных учреждений, Вы можете ознакомиться в книге авторов ЗАО «BKR-Интерком-Аудит» «Бюджетные учреждения».

Поделиться